Заикание у детей и подростков: лечение, причины, особенности

Вы ищете возможность вылечить заикание и как избавиться от речевых нарушений? Добро пожаловать в логопедический Центр Здоровой Речи Елены Беницевич! Более 15 лет, мы успешно проводим лечение следующих речевых патологий:

Подробный обзор

Природа заболевания

Заикание (или логоневроз) – это нарушение плавности речи и дыхания. Проявляется удлинением звуков, слогов или слов. Патология обусловлена судорогами мышц речевого аппарата, состоящего из гортани, языка и губ. Болезнь возникает спонтанно, а со временем усложняется. Речь становится нерешительной, с частыми остановками. Врачи отмечают, что повторение звука более 2 раз – это один из признаков проблемы.

В мире 2–3% детей страдают от патологии. Обычно первые симптомы появляются в возрасте 2–5 лет. Согласно статистике, мальчики заикаются в 4 раза чаще, т. к. эмоциональная сфера у них неустойчивая. Ее проявление усиливается в периоды адаптации к новым коллективам.

Различают такие виды судорог мышц речевого аппарата:

  • тонические – проявляются в напряжении и сложности преодолеть речевые сбои;
  • клонические – повторение некоторых слогов или звуков;
  • тоническо-клонические – сочетание первых двух видов.

Что такое заикание?

Виды заикания

  • Задержка развития. Этот тип заикания наблюдается у детей во время формирования речи и развития лингвистических навыков. На самом деле это самый распространенный тип заикания. Это происходит главным образом из-за конфликта между навыками развития ребенка и его устными требованиями. Заикание развития в большинстве случаев излечивается. Некоторые исследовательские работы доказали существование генетической связи за этим.
  • Нейрогенное заикание. Обычно наблюдается у пациентов с инсультом или параличом. Эти пациенты страдают от серьезного нарушения передачи сигналов между мозгом и нервами и мышцами, связанными с речевым центром. Это приводит к несогласованному движению компонентов речи и приводит к заиканию.
  • Приобретенное заикание. Также известно, как психогенное заикание и может развиться в двух случаях — после некоторого повреждения головного мозга или нерва или после некоторого стрессового события в жизни. В отличие от других случаев, эти пациенты не осознают своих речевых изменений.

Основные причины заикания

  • Генетика. Результаты исследований показывают, что люди, имеющие близкого члена семьи или родственника первой степени с речевыми трудностями, с большей вероятностью могут развить проблему заикания. Определенные генетические мутации GNPTAB и гена NAGPA в хромосоме 12 могут влиять на путь лизосомального фермента и, таким образом, способствовать заиканию.
  • Физические дефекты. Некоторые анатомические дефекты речевых органов или мышц, которые часто присутствуют с рождения, могут препятствовать развитию речи. Обычно изучаемые структурные аномалии — заячья губа, волчья пасть, дисфункция в глотке, короткая язычная уздечка или ненормально утолщенный язык. Большинство из этих дефектов нарушают воздушный поток во время речи и приводят к генерации искаженной речи.
  • Неврологические проблемы. У многих людей двигательный компонент моторно-речевой системы подвергается неблагоприятному воздействию из-за неврологической травмы и травм сосудов головного мозга. В таких случаях нервы, питающие двигательные речевые центры, сильно повреждены и приводят к потере способности двигать языком (главным образом, речевыми мышцами). Это состояние постепенно переходит в заикание.
  • Лекарства. Некоторые безрецептурные препараты, такие как антидепрессанты, противосудорожные препараты и транквилизаторы, могут иметь несколько системных осложнений. Один из них заикается. Заикание такого рода обычно прекращается после прекращения приема лекарств.
  • Психологические факторы. В различных случаях было обнаружено, что человек имеет привычку заикаться в серьезные моменты или в критических ситуациях. Эти люди не имеют структурных дефектов или каких-либо других медицинских проблем. Большинство из них обычно страдают от низкой самооценки или боятся идеи публичных выступлений. Эта категория заикания известна как психологическое заикание.

Основные симптомы заикания

  • Повторение слогов (часто неполных слогов).
  • Многослоговое или односложное повторение.
  • Продление определенного звука или слога.
  • Добавляя ненужную паузу между словами и слогами.
  • Неспособность контролировать поток речи.
  • Проблемы отчетливого определения гласных.
  • Чувство шаткости во время разговора между словами.
  • Тремор губ.
  • Дрожание рук и быстрое моргание глаз во время разговора.

Определение и классификация

Заикание – это нарушение речевой функции, проявляющееся патологией темпа, ритма и плавности произношения слов. Человек, страдающий заболеванием, насильно повторяет слоги, «проглатывает» слова и прерывает произношение звуков. Для маскировки дефекта, труднопроизносимые слова заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению речи пациента.

В зависимости от происхождения, заикание делится на неврозоподобное нарушение речи и логоневроз (невротическое). Характеристика данных вариантов патологии следующая:

  • Невротическое расстройство проявляется только нарушением речи, без сопутствующих патологий нервной системы. Если пациент находится в спокойной обстановке, то он не заикается. При нахождении среди незнакомых людей, ритм речи и ее темп замедляются.
  • Неврозоподобное заикание является следствием органического поражения структур головного мозга. К признакам патологии речи присоединяются другие симптомы – нервные тики, навязчивые движения, выкрики и т. п.
Читайте также:  Взаимосвязь болезни и психики, или что такое психосоматика

В основе заикания лежит судорожное сокращение мышц речедвигательного аппарата, в результате чего специалисты разделяют патологию на несколько форм:

  • тоническая − при таком виде болезни гласные и сонорные звуки растягиваются, между словами появляются неестественные паузы и разрывы звуков внутри слога;
  • клоническая форма, которая характеризуется многократным навязчивым повторением одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанная форма сочетает в себе все указанные признаки.

Кроме того, нарушение речевого аппарата может быть постоянным или приступообразным. Провоцирующим фактором всегда является стрессовая ситуация − выступление перед многочисленной аудиторией, общение с малознакомым человеком, неприятности на работе и стресс в личной жизни.

Расстройство речи у взрослых имеет некоторые особенности. В отличие от детской патологии, в юности или старшем возрасте у людей сохраняется нормальная внутренняя речь – мышление, написание текста происходит без пауз и потерь слов.

Заикание у детей 2-лет – причины, тактика любящих родителей

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины заикания у детей 2-3 лет

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, — менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, — песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

Лечение заикания в Екатеринбурге:

  1. пациенты говорят без заикания с первых дней лечения;
  2. введение и постепенное усиление обратной вербальной афферентации ускоряет и облегчает «выучку речи» с первых минут лечения;
  3. лечение заикания не травмирует психику, устраняет невротическую составляющую недуга;
  4. при условии выполнения всех требований пациентом — стабильный положительный результат гарантирован;
  5. лечение предусматривает диспансерное наблюдение в течение 1 года после всех курсов.

Отзывы о лечении заикания в Центре

Дыхательная гимнастика для заикающихся детей

Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей способны полностью восстановить свободную непринужденную речь. Регулярные ежедневные занятия эффективны, но положительный результат достигается упорным трудом.

Первые тренировки должны выполняться под контролем специалиста, чтобы избежать ошибок.

Восстановление плавной речи важно, так как общение с окружающим миром играет ведущую роль в формировании личности и ее психологических качеств.

Начинать занятия гимнастикой Стрельниковой при заикании нужно как можно раньше, потому что дыхательные упражнения при заикании эффективны в раннем детском возрасте. Отсутствие коррекции может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, ограничит общение и даже перестанет разговаривать.

Как нарушается дыхание при заикании?

Ритмичное дыхание во время произношения звуков и фраз обеспечивает свободную артикуляцию. При расстройстве функции двигательного центра в коре головного мозга расстраивается регуляция ритма дыхания.

В результате у малыша наблюдаются спазмы мышц гортани, глотки, губ, языка, которые могут сопровождаться судорогами. Нарушение ритмичного темпа вызывает логоневроз.

Для детей с заиканием характерны нарушения дыхательной функции:

  • недостаточный вдох (маленький объем воздуха не позволяет закончить смысловую фразу);
  • ощущение нехватки воздуха на середине предложения;
  • отсутствие участия в дыхании мышц диафрагмы и брюшного пресса.

Дыхательные упражнения при заикании координируют дыхательный акт, способствуют активации всех мышц, задействованных в его участии.

Причины заикания у детей

Существует ряд причин, которые вызывают сбой ритмичного дыхания при заикании.

Факторы, вызывающие заикание у детей

Врожденные Органические Психологические Неправильное воспитание
  • Наследственность (заиканием страдают один или оба родителя)
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни
  • Травмы во время родов
  • Гидроцефалия
  • Нарушение мозгового кровообращения
  • Конфликтные ситуации в семье
  • Агрессивное поведение родителей
  • Сильный испуг
  • Информационные перегрузки
  • Слишком раннее обучение иностранным языкам
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами
  • Переучивание левши в правшу

На ребенка может повлиять один или несколько факторов. Для работы над дыханием у заикающихся потребуется выяснить и проанализировать каждую причину.

Правильное дыхание при заикании

Дыхательная гимнастика от заикания призвана обеспечить:

  1. Гармоничный баланс между вдохом и выдохом.
  2. Обучение дыханию с активным использованием диафрагмы.
  3. Регулирование ритмичности вдоха и выдоха с помощью сознательного контроля.
  4. Развитие мышц брюшного пресса, диафрагмы, глотки и повышение их тонуса.
  5. Расслабленное дыхание при произнесении отдельных слов и фраз.

Регулярное выполнение гимнастики способно наладить и отрегулировать правильное взаимодействие дыхательной и нервной системы. В результате улучшается не только речь, но и эмоциональное состояние ребенка.

Исчезает страх перед необходимостью общения, малыш приобретает уверенность в себе.

Личность получает дополнительный стимул для дальнейшего развития, так как заикание может стимулировать асоциализацию и препятствовать общению.

Виды дыхательной гимнастики от заикания

Для достижения положительного результата используют различные виды гимнастики для тренировки правильного дыхания. Упражнения делятся на две большие группы:

  • статические (выполняются без движения);
  • динамические (во время занятий используется двигательная активность).

Ребенок может лежать, стоять или сидеть во время тренировки.

Интерес у малышей вызывает комплекс дыхательной гимнастики с элементом игры: надувание воздушных шаров, мыльные пузыри. Ребенок вместе с родителями с удовольствием дует на воду или ватные шарики.

Обязательным условием является влажная уборка комнаты перед началом занятий, так как иначе частицы пыли могут попасть в дыхательные пути и вызвать защитный кашлевой рефлекс. Малыш должен быть заинтересован в выполнении упражнений, инструктор вместе с родителями следит за правильным их выполнением.

Читать: Болит шея и голова: причины, лечение и профилактика

Метод Стрельниковой: список и техника упражнений

Гимнастика по методике Стрельниковой – наиболее эффективна для исправления заикания и связанных с ним нарушений дыхания в период артикуляции.

Заикание у детей постарше

Параллельно с судорожными приступами у заикающихся детей по мере взросления могут наблюдаться волнение, страх разговора и даже уверенность в невозможности говорить. Ребенок сосредотачивается на сложных для него звуках, некоторые дети начинают смущаться дефектов речи, отвечают кратко, очень тихо или сквозь зубы, выражена вегетативная реакция – краснеют, потеют или бледнеют. Не удивительно, что у малыша портится характер – порой они становятся болезненно обидчивыми. Такое поведение только закрепляет заикание и усиливает его проявления, ребенок попадает в замкнутый круг. Важно знать, проявляется ли заикание только в присутствии взрослых (и других детей). Иногда наедине с собой, например, при общении с игрушками, ребенок говорит спокойно. Порой в беседах со знакомыми детьми или взрослыми малыш говорит спокойно, а в волнительной обстановке заикается. Заикающиеся дети, кстати, часто поют без заиканий, и пение — способ борьбы с проблемой.

Проблемы в речи могут возникать внезапно, зачастую после периода мутизма (немоты) от пары часов до нескольких дней, или плавно, постепенно усиливаясь. Постепенное усиление характерно для неврологических заболеваний. Если условия жизни и общения ребенка благоприятные, заикание может быстро сойти на нет, однако, если в окружении ребенка и при его присутствии взрослые или дети будут акцентироваться на его дефекте – проблема усилится, и малыш на ней зациклится. Ребенок боится оакзаться в центре внимания, его нервная система перегружается и проблема усиливается.

Заикание у детей и подростков – как ведут себя дети с заиканием

Заикание у детей чаще развивается в возрасте 2-6 лет. Мальчики болеют в 3 раза чаще девочек. Детям с заиканием бывает сложно в общении со сверстниками, со старшими. Чем помочь детям дошкольного возраста, в чем особенности заикания у подростков?

Читайте также:  5 причин, по которым вам не нужно вступать в брак

Причины заикания у детей дошкольного возраста

Когда у ребенка появляется нарушение речи, следует обратиться не только к логопеду, но и к неврологу.

Врач-невролог проводит комплексную диагностику, осмотр ребенка, при необходимости – электроэнцефалографию, УЗИ сосудов головного мозга. Не всегда следует «винить» в заикании у детей центральную нервную систему.

Проблема может заключаться не в органической патологии, а в нарушении психоэмоционального развития ребенка.

Как ведут себя дети дошкольного возраста с заиканием

В дошкольном возрасте малыш практически не изменяет свое социальное поведение при наличии заикания. Дефект речи не препятствует общению с детьми в детском саду, на улице.

Если занятия с логопедом начаты с дошкольником, то при поступлении в школу заикание у детей практически исчезает. Важно правильно провести адаптацию к школе, чтобы не возник рецидив.

Бывает, что в дошкольном периоде логопед и родители видят успех в лечении, стойкую ремиссию в заикании у детей.

Но увеличение физической и эмоциональной нагрузки у первоклассника может дать рецидив заикания. В этом случае не стоит паниковать, следует возвращаться к логопеду и заниматься дальше.

Заикание у детей и подростков – как ведут себя дети с заиканием

Дома спокойно выполняйте упражнения, рекомендованные специалистом, не игнорируйте дыхательную гимнастику.

Нормализовать эмоциональное состояние ребенка помогает психотерапевт, в некоторых случаях – с применением лекарств.

Заикание у подростков

С десяти лет у детей с заиканием меняется поведение. Особенно это характерно для подростков с невротической формой заикания. При невротическом заикании нарушение речи возникает у ребенка, который говорил слова, фразы, предложения. То есть на фон уже сформированной фразовой речи. Причиной невротического заикания обычно становится острая или хроническая психологическая травма.

После 10 лет подростки начинают осознавать свой дефект, не хотят производить неблагоприятное впечатление на собеседника, стесняются выражать мысль, поскольку им мешают запинки.

Для заикания у подростков характерна логофобия – боязнь высказываться из-за ожидания речевой неудачи. Постепенно формируется порочный круг, заметный родителям и окружающим: ребенок нервничает, чрезмерно контролирует свой разговор, в результате нарушения в произношении звуков усиливаются.

Подросткам с заиканием сложно отвечать на уроках, они волнуются и при разговоре с незнакомым человеком. Но в таком возрасте подросток хочет общаться.

Это его естественная потребность – говорить со сверстниками, делиться мыслями и впечатлениями. Речевая коммуникация страдает, заикание становится основной причиной психической травматизации подростка.

Быстро наступает утомление в разговоре и общее психическое утомление, «портится» характер ребенка.

Постепенно некоторые подростки начинают избегать речевых нагрузок, максимально ограничивают свое общение. Другие ведут себя иначе – агрессивно, чрезмерно навязывая свое общение одноклассникам, друзьям. В таком возрасте решение проблемы заикания не следует перекладывать только на логопеда. В этом случае помогает работа с психотерапевтом. 

Диагностика патологического процесса

Диагностикой заикания занимаются группа специалистов. Неврологи, логопеды-дефектологи, также психотерапевты.

Обнаружить патологический процесс довольно просто. Диагноз заикания выставляют, если человек стабильно заикается, имеет симптомы патологического процесса хотя бы на протяжении нескольких месяцев. В дальнейшем диагноз может быть пересмотрен. Серьезная проблема не в констатации факта, а в поиске причины патологического процесса. Расстройство само по себе обнаруживается по таким проявлениям:

  • Изменения ритма говорения. Какой темп речи характерен для заикания — зависит от конкретного клинического случая. Как правило, это существенное замедление, замыкание на согласных.
  • Нарушения дыхательной функции.
  • Нарушения нормальной артикуляции, нарушения работы мимических мышц в качестве компенсаторной реакции на расстройство. Пациент гримасничает, пытается сдержать спазм, но ничего не получается. Зато попытка входит в привычку.

Обнаружить происхождение патологического процесса намного труднее. Если говорить о возможных методиках обследования.

  • Устный опрос пациента. Если он слишком мал, чтобы говорить о своем состоянии, опрашивают родителей. Важно выявить все возможные жалобы. В том числе и такие, которые, как кажется, не имеют никакого отношения непосредственно к заиканию.
  • Сбор анамнеза. Нужно понять, в какой момент начались проблемы и почему. На этой стадии происходит оценка общего состояния пациента, истории его рождения, жизни. Важно определить перенесенные заболевания, патологии. Оценить наследственный фактор и его влияния на состояние пациента.
  • Элетроэнцефалография. Методика, которая направлена на исследование электрической активности головного мозга и его отдельных структур. Имеет смысл провести ее в рамках первичного же обследования. Только потом делать выводы.
  • МРТ-исследование. Чтобы оценить структурное, анатомическое состояние головного мозга, всех церебральных структур.
  • Беседа с пациентом. Помогает оценить степень патологического состояния. Определить, насколько сильное заикание имеет место в конкретном случае.
  • Базовое неврологическое обследование. Рутинная методика, которая дает много информации.
  • Психопатологическое исследование. Если есть подозрения в функциональном происхождении заикания.

Это только часть возможных методик. Конкретный перечень мероприятия определяют врачи.

Особый подход при воспитании

Дети с заиканием не требуют отличительного подхода, наоборот важно, чтобы к ним относились как к здоровым детям, тогда они меньше концентрируют внимание на своей проблеме. Родители должны следить за становлением речи маленького ребенка и при появлении первых симптомов заикания обратиться к педиатру и логопеду. Если потребуется, то будет назначена диагностика и лечение у специалистов.

Родители должны научить ребенка уметь расслабляться при заикании и отвлекаться от возникшей проблемы.

Особый подход при воспитании

При этом сами взрослые должны говорить медленно и правильно произносить каждое слово. Так ребенку будет легче понять родителей и, копируя их разговор, будет начинать правильно разговаривать.

При начале лечения все занятия должны проводиться в отведенное им время. Не стоит пропускать уроков, когда ребенок не в настроении, но и нельзя сильно давить на него. Если дома имелись ссоры и скандалы, их следует исключить, чтобы не вызывать психологического расстройства у ребенка. А также не разрешать долгое время проводить за компьютером, особенно за жестокими играми.