Виды мотивации: внутренние ключи и внешние стимулы

Основным элементом гармоничной личности считается эмоциональная стабильность. Потому психология эмоций является важной частью этой науки. Эмоции и чувства в психологии представляют собой связь состояния внутри и влияния внешних факторов. От умения управлять своими эмоциями напрямую зависит поведение человека, его контакты с другими людьми. Помимо этого, способность контролировать свои чувства оказывает прямое влияние на физическое здоровье человека, его болезни и неудачи.

Физиологические компоненты эмоционального реагирования:

вегетативно-соматические реакции, сопровождающие эмоциональные состояния. Отмечаются такие изменения, как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, и наоборот, сужение сосудов, замедление и ослабление пульса при переживании страха. Эмоциональные состояния сопровождаются изменениями темпа и ритма дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрическими и электроэнцефалографическими изменениями. Связь эмоций с соматовегетативными реакциями была замечена очень давно и с тех времен широко используется с целью диагностики эмоционального состояния человека. Так, например, на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемых с помощью полиграфа («детектора лжи»);

биохимические изменения. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма двумя в значительной степени различными, но взаимосвязанными компонентами — симпатическим и парасимпатическим. Деятельность симпатической нервной системы связана с выделением адреналиноподобных веществ. Симпатический нерв вызывает расширение зрачка, учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, торможение деятельности кишечника, увеличение содержания сахара в крови, повышение мышечной работоспособности, усиление обмена веществ. Парасимпатический эффект, вызываемый другим веществом — ацетилхолином, характеризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением перистальтики и секреции желудка, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ. Экспериментальные исследования показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация адреналина при незначительном изменении норадреналина, в состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает количество и адреналина, и норадреналина, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровождаются отчетливым снижением того и другого.

Мотив

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступаетсмыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихсялибо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу этосовокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, чтомотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущимисоветскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива врамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность».[1] Мотив часто путают с потребностью ицелью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: утолить жажду — это потребность, вода — это мотив, абутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

Виды мотиваций

На самом деле мотивация имеет много разных видов. Мотивируют себя и других людей к определенным действиям по-разному.

Также мотивация может быть, как естественной (происходящей по естественным причинам и в связи со сложившимися обстоятельствами), так и искусственной (создаваемой для достижения цели, каких-либо действий).

Кроме того, она подразделяется на позитивную (с положительными стимулами) и негативную (для избегания чего-либо).

Еще она бывает внешняя и внутренняя. Внешней мотивацией является побуждение человека либо принуждение его действовать с помощью внешних обстоятельств или стимулов (хорошей оплаты). Тогда как внутренняя – представляет собой желание деятельности, продиктованное физиологическими порывами изнутри (интересом к какому-либо делу).

Мотивацией могут быть материальные (деньги, подарки) либо нематериальные (корпоративные празднования, медицинская страховка) поощрения.

Что такое эмоции — определение и значение

Эмоции человека — это психический процесс, который возникает в соответствии с происходящими ситуациям. Проявление эмоций может быть различной направленности, и имеют как негативную, так и позитивную окраску. Это зависит от субъективного оценочного мнения каждого человека

На простом языке эмоциями можно назвать возможность проявления переживаний в душе из-за какой-либо ситуации. В переводе с латинского это слово означает «волную» или «потрясаю».

Таким образом это некоторый процесс, при котором человек не находится в нейтральном состоянии: он оценивает ситуацию с неким чувством переживания.

Данное состояние настигает человека изнутри. Снаружи проявляются такие признаки как:

Что такое эмоции — определение и значение
  • мимика;
  • жесты и положение тела;
  • голос;
  • общее поведение.
Читайте также:  11 приложений для медитации: выбор «Натур Продукт»

Например, вы поскользнулись на улице. В такой ситуации в голове человека мгновенно возникает множество мыслей: «Как скользко! Теперь у меня болит нога! Придется идти в травмпункт.

Почему я вообще живу в стране, в которой есть зима?!» После оценки произошедшего у Вас будет выбор: молча держать обиду и раздражение в себе, либо сорваться на какого-либо человека и притом не важно, знаете Вы его или нет. Благодаря эмоциям у нашей жизни появляется нечто особенное, мотивирующее жить.

Серые будни скрашиваются различными чувствами. Эмоции помогают нам жить. Без них человеческая жизнь была бы похожа на существование робота. Чувства и есть то, что отличает нас от других существ и предметов.

Внешний вид

Как правило, внешний вид эмотива определяется таким критерием, как гармонизация. Все, чего касается эмотив, подлежит гармонизации и эстетичности. В одежде он избегает достаточно ярких контрастных цветов, как правило, в одежде нет большого числа резких линий свойственных. Старается, чтобы ярко выраженные острые углы, прямые линии, резкость, изгибы в одежде, были убраны за счет различного рода пуловеров, джемперов, а их любимая одежда это трикотаж. Причем не только трикотаж, но и все, что с ним связано.

TopPsychologia

Исходя из данных диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых, а именно у 15 учащихся (47%), было выявлено диффузное эмоциональное отношение к учению.

То есть, эти подростки не имеют особого стремления к учению, их эмоциональное отношение зависит от настроения, мотивации, и именно такое отношение мешает им благополучно обучаться, быть успешными в плане учения. 5 учащихся (16%) испытывают переживание «школьной скуки», то есть учебный процесс их не привлекает.

Такие подростки не стремятся узнавать что-то новое, их трудно заинтересовать в чем–либо. 9 учащихся (28%) – испытывает школьную тревожность, по поводу проблем связанных с учением в школе.

2 учащихся (6%) испытывает – диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей, это можно объяснить следующим: у подростка нет определенного стремления к процессу обучения и он находит единственный выход из положения – это обман. 1 учащийся (3%) испытывает негативное эмоциональное отношение к процессу учения. автодиагностика обучение – работа автоэлектрик с обучением.

Исследование экспериментальной группы по тесту «Школьной тревожности» Филипса показали следующие результаты (см. таблица 4):

1. Общая тревожность в школе – незначительно выражена.

2. Переживание школьного стресса – незначительно выражена.

3. Фрустрация потребности и достижения успеха – средне выражена.

4. Страх самовыражения – средне выражен.

5. Страх ситуации проверки знаний – незначительно выражен.

TopPsychologia

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – средне выражен.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – незначительно выражена.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем – незначительно выражены. (констатирующий эксперимент)

Таблица 4. Факторы школьной тревожности

Б. Е. Б.Л. Д.В. Д.А. К.А. К.Ю. М.А. П.М. П.Я. П.И. Ф.С
Общая тревожность в школе 8 4 17 7 7 4 5 5 9 7 8
Переживания социального стресса 6 2 5 7 4 3 2 2 2 4 3
Фрустрация потребности и достижения успеха 8 4 7 6 6 5 6 4 6 4 6
Страх самовыражения 2 4 4 4 1 4 3 4 3 4 4
Страх ситуации проверки знаний 3 2 4 2 3 3 2 4 3 4
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2 1 4 4 1 3 4 4 5 2 3
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 2 3 1 2 2 4 2 1 1
Проблемы и страхи в отношениях с учителем 5 3 4 4 4 3 3 4 3 3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Понятие «подростковый возраст» в различных психологических теориях Именно в личностном самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни подростков, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в подростковый период. Вот почему поиск условий и средств личностного самоопределен …

Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм,заключающийся втенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами. Этот термин английского языка — уже достаточно прочно вошел и оборот, …

Подростковый кризис Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни. Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. “В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление …

Читайте также:  Детский алкоголизм: проблема и пути её решения

Функции чувств в психологии

Задача чувств определяется их способностью фиксировать сведения о важных объектах либо событиях. К основным функциям чувств в психологии стоит отнести следующее:

  1. Отражательная – помогает оценивать происходящие события, чтобы определить уровень опасности и найти способы ее предотвращения.
  2. Стимулирующая – заставляет находить пути решения конкретных задач и ставить цели на будущее.
  3. Переключательная – способствует расставлению приоритетов, определению важных действий, объектов и решений. Эту функцию можно интерпретировать как силу воли.
  4. Подкрепляющая – помогает запоминать важные события. Это достигается с помощью своих субъективных оценок.
  5. Коммуникативная – помогает контактировать с окружающими.
  6. Приспособительная – на базе пережитых чувств проще адаптироваться к новым условиям.

Основные теории кратко

Теории построены на анализе факторов, влияющих на процесс мотивации. Основной задачей теории является анализ и отражение потребностей человека, их структуры и содержания.

Психологические

Мотивационные психологические теории возникли в 17-18 веках.

Они были построены на идеях рационализма. Человека считали существом, отличным от животных и наделенным высшими дарами (самосознание, разум и т.д.)

Так теория решений и автомата объясняет поведение человека и поведение животного на рационалистической и иррационалистической основе соответственно.

Во второй половине 19-го века теория мотивации была пересмотрена благодаря Ч. Дарвину, предложившему миру теорию эволюции. Теперь понятие связывали с инстинктами, а потребности поделили на две группы (социальные и биологические).

Далее биологизатор У. Макдуггал и Фрейд прировняли все поведенческие стратегии к врожденным инстинктам. Фрейд выделял лишь один инстинкт (либидо), а затем добавил еще и инстинкт смерти.

А Макдугалл предложил список из 10-ти инстинктов (строительство, бегство, репродуктивность, любопытство и т.д.).

Курт Левин рассматривал мотивацию как набор валентных единиц, по аналогии с химией. Г. Мюррей поделил потребности на первичные и вторичные. А. Маслоу вывел самую популярную концепцию, согласно которой потребности имеют иерархическое деление.

На низшем (базовом) уровне находятся органические (естественные) потребности. Далее идут потребности в безопасности, аффилиации, познании, эстетике и самоактуализации. Их удовлетворение происходит посредством смещения фокуса от низшего уровня к высшему уровню.

Когнитивные

Когнитивные теории оценивают мотивацию как механизм выбора той или иной формы поведения.

И этот процесс регулирует мыслительная деятельность.

С. Боллес рассматривал механизм выбора как ответ на внешний раздражитель в случае острой необходимости и выбор возможности по случайному алгоритму в любое другое время.

Эдвард Л. Деси считал, что внутренняя мотивация является неким «прописанным кодом» в организме, так как зависит от врожденных особенностей индивида.

Лион Фестингер предложил «Теорию когнитивного диссонанса», согласно которой любое знание или убеждение можно считать когницией.

А при столкновении взаимоисключающих когниций человек испытывает чувство дискомфорта и стремится от него избавиться, мотивируясь на действия.

Тейлора

Тейлор первым применил содержательный подход к вопросу.

Сущность теории заключается в том, что человек будет наиболее мотивирован, если его вознаграждение связанно напрямую с уровнем производительности труда.

Он внес два новых элемента, которые должны были простимулировать работников: премиальную систему оплаты и хронометр.

Отечественные

Авторами наиболее успешных отечественных теорий были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.

Они акцентировали внимание на педагогической деятельности, при этом опуская мотивацию в рамках производства и трудовой сферы.

Согласно теории Выгодского человек имеет два полярных уровня развития (высший и низший). Эти уровни развиваются независимо друг от друга, но одновременно.

Они определяют высшие и низшие потребности индивида. Закрыть потребности одного уровня с помощью средств из другого уровня невозможно.

Читайте также:  Женственность глазами мужчин: внутреннее и внешнее проявление

Леонтьева

Леонтьев в своих трудах писал о том, что предпосылкой к любому действию является субъект, имеющий потребности.

При этом наличие потребности — фундаментальное условие жизни для человека, как и способность дышать.

Потребность в более широком смысле — это необходимость в чем-то, что лежит вне организма. Т.е. стремление дополнить систему.

Практические советы

Мотивация нужна тем, кто хочет заставить человека выполнять требования, подчиняться. Потому управляют детьми, подчиненными, потребителями – покупателями товаров и услуг. Даже стремление обладать стройным телом- навязанный мотив. Чтобы не нуждаться в мотивации, нужно:

  • определить вид деятельности, который нравится;
  • обозначить цель, которую можно достичь в этой деятельности;
  • иметь в результате достижения цели удовлетворение финансовой и внутренней цели – благодарность, самооценка, признание мастерства.

Именно тогда в мотивации не будет потребности. Цель деятельности мотивирует сама.

Зачем нужна мотивация?

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно повысить свою мотивацию и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Мотивация персонала

К методам мотивации персонала относится система стимулирования работников, как материальная, так и моральная. Это применение комплексных мер для повышения трудовой деятельности и эффективности труда. В зависимости от управленческой системы и организационных особенностей, применяются различные методы стимулирования.

Для персонала могут применяться поощрительные методы, то есть работникам за качественное выполнение определенной работы в минимальные сроки предоставляются материальные блага. Также могут действовать организационные (административные) методы. Эти методы подразумевают влияние власти, устава, законов или регламента. Применение психологических воздействий подразумевает влияние на сознательность персонала и на его социальные интересы.

Практика показывает, что одним методом воздействовать на весь персонал невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. Одного работника можно мотивировать премией, а другому работнику необходимы административные меры, такие как контроль или указания.

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.