Виды и методы развития эмоционального интеллекта в психологии

Узнать уровень своего ЭИ можно с помощью различных онлайн-тестов, а также на приеме у психолога. После прохождения тестов, как правило, даются общие рекомендации для тестируемого, как повысить свой ЭИ, если есть такая необходимость. С психологом можно достичь более высоких результатов в развитии ЭИ благодаря индивидуальному подходу и квалификации специалиста.

Что значит эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (ЭИ, EI) – это вид социального интеллекта, позволяющий человеку распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения и желания окружающих, способность управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на других. Понятие эмоционального интеллекта возникло на «проблемных» местах тестов на IQ: люди со средним показателем решали жизненные задачи эффективнее, чем люди с высоким IQ, что дало повод усомниться во «всемогуществе» умственного интеллекта. Оказалось, что разум и чувства взаимосвязаны.

Эмоциональный интеллект

Из чего состоит эмоциональный интеллект?

Современная психология выделяет 4 составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Отождествление и идентификация эмоций (адекватное выражение, различение подлинности эмоций).
  2. Осознание и анализ эмоции, ее смысловой нагрузки и причины, по которой эмоция возникла.
  3. Ассимиляция эмоций для решения важных задач и направления своего внимания на то, что важно в текущий момент времени.
  4. Контроль над эмоциями, умелое управление и направление их.

Как появился термин?

На рубеже XIX и XX веков исследователи начали проявлять повышенный интерес к интеллектуальным способностям человека. Были разработаны тесты, позволяющие определить уровень развития интеллекта и выразить его в виде численного значения – IQ (Intelligence Quotient). На тот момент это казалось прорывом. Считалось, что по IQ можно судить, насколько успешным будет человек в карьере и в жизни.

На практике оказалось, что высокий коэффициент интеллекта далеко не всегда гарантировал успех. В то же время люди с относительно невысоким IQ часто строили головокружительные карьеры, создавали успешные компании, становились популярными политиками, удачно обустраивали личную жизнь и имели большое количество хороших друзей. Изучая их способности, исследователи пришли к выводу, что им помогает другой вид интеллекта – эмоциональный. Для его измерения был введён новый показатель – EQ (Emotional Quotient).

Первым, кто исследовал практическую важность эмоций, был Чарльз Дарвин. В 1872 году он написал большую работу, описывающую проявления эмоциональности как важный фактор выживания и успешности в доисторическом обществе, а также в древних цивилизациях. Термин «эмоциональный интеллект» ввёл в начале 1960-х Майкл Белдок, опубликовав научную статью «Способность понимать эмоции в трех разных способах общения».

Несколько позже, в 1980-х годах, в США и Европе начался расцвет теории эмоционального интеллекта. Ученые проводили исследования и посвящали этой теме огромные научные труды, считая это одним из важнейших открытий в психологии. Тогда же появилось основное количество тестов, позволяющих оценить эмоциональный интеллект человека.

Механизм формирования и функции

Эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности — два связанных понятия. Они формируются и развиваются одновременно. При изучении какого-либо из этих аспектов нужно учитывать другой.

Формироваться эмоциональный интеллект начинает с самого рождения. Активность развития зависит от влияния сторонних раздражителей, контактов с социумом. Без них развитие будет заторможено.

Самые значительные этапы укрепления ЭИ — школьный, подростковый возраст.

Ученые доказали, что у детей до 6 месяцев проявление эмоций связано с удовлетворением физических потребностей. После полугода темпы психического развития ускоряются, расширяется спектр чувств.

  1. Самоуправление. Человек может контролировать свое поведение, чувства. При необходимости он способен взять инициативу в свои руки, изменить ситуацию для достижения результата. Индивид может изменять поведение, чтобы адаптироваться к сложившимся обстоятельствам, следовать обязательствам.
  2. Управление взаимоотношениями. Личность знает, как поддерживать общение с окружающими, проявлять искренность, успешно работать в коллективе, направлять других, вдохновлять, мотивировать на достижение цели.
  3. Общественное сознание. Чтобы наладить контакт с другими людьми, человек должен научиться понимать потребности, желания окружающих, уметь отвечать на эмоциональные сигналы.
  4. Самосознание. Человек осознает собственные эмоции, понимает, как они влияют на его поведение, ход мыслей. Оставаться уверенным в себе проще, если известны собственные сильные, слабые стороны.

Основные элементы эмоционального интеллекта

В процессе восприятия информации активное участие принимают сенсорные системы. Сначала в работу включаются ключевые области мозга, а затем начинают реагировать нервная, мышечная и многие другие системы человеческого организма.

Эмоциональный интеллект состоит из 4‑х элементов, степень развития которых влияет на взаимодействие не только с получаемой информацией, но и с внешний и внутренним мирами. Элементы EQ, хоть и содержат в себе основные особенности личности конкретного человека, но не являются константой, поэтому могут развиваться.

Читайте также:  5 секретов, как сохранить идеальные отношения на долгие годы

Первый элемент эмоционального интеллекта – осознанность. Благодаря осознанному отношению к своим эмоциям, мыслям, поведению и физическому телу человек может быстро научиться управлять собой и своими чувствами.

Второй элемент EQ – самооценка. Человек может повысить свою самооценку, если будет смотреть на мир сквозь призму оптимизма, начнет укреплять свою решительность, перестанет зависеть от внешнего влияния и субъективных оценок других людей, научится не только самостоятельно управлять своим поведением, но и нести за него ответственность.

Третий элемент эмоционального интеллекта – мотивация. Данный элемент EQ раскрывается через стремление человека к детерминации и самоактуализации. Развить эмоциональный интеллект сможет только тот человек, который открыт к восприятию всего нового, обладает крепким целеполаганием и умеет переживать неудачи объективно.

Четвертый элемент EQ – адаптивность. Адаптивным можно назвать человека, который умеет легко находить общий язык с окружающими людьми и осознанно сопереживать другому человеку, обладает хорошо развитой эмпатией, высоким уровнем стрессоустойчивости и легко принимает важные решения.

составляющих эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект включает уместность в проявлении эмоции, высказываниях и действиях. Понимание обстановки, в которой человек находится. Стрессоустойчивость, способность делать собственные выводы, низкая конфликтность. В качестве лидера такие люди заряжают коллектив на продуктивную работу, создают высокую вовлеченность. Почему всегда высоко ценятся.

Во время одного исследования коллектива, управляющему предложили выбрать 10 человек, которых он бы взял с собой при организации нового бизнеса. Тех, кого он назвал, при тестировании показали высокий уровень эмоционального интеллекта.

Из чего состоит эмоциональный интеллект по иерархии.

Самоанализ

Размышления о своих чувствах, что со мной происходит и почему. С кем и как я себя чувствую. Где и как я себя чувствую. Например, при общении с определенным человеком, я испытываю неприятное чувство. И я понимаю почему. Например, понимаю, что завидую его успешности, свободе его мыслей. Понимаю, что зависть возникает, когда я чувствую, что могу также, но почему-то этого не делаю. Например, из-за недостатка ресурсов или нерешительности действовать. Происходит рефлексия. Сложная деятельность по признанию в себе как достоинств, так и недостатков. Многие из нас очень бояться заглядывать внутрь себя, боятся откопать что-то не очень приятное. Но это странно, мы состоим из того, что у нас есть, это все наше. Может быть под листочком лежит не обязательно то, о чем все подумали, может быть там бриллиант.

гармония самопознания

Это вдруг осознать, что всегда не получалась из-за страха, из-за того, что ты себя низко ценил. Вдруг понять, что человек не общался с тобой не из-за того, что он плохой, а из-за того, что ему с тобой просто было неприятно. Не спустится до обвинений, а постараться стать лучше самому. Без самобичевания и без самовозвышения. Спокойно.

Саморегуляция

После того, как мы осознали свои чувства, можно попробовать начать их регулировать. Превратить эмоции в ресурс. Не закрывать их в самоконтроль, не сопротивляться их появлению. А выражать их, и постепенно достигать сбалансированного спокойного состояния. Ведь на первый взгляд радость — положительная эмоция радость, но в ее слишком эмоциональном проявлении она также указывает, что с нами что-то происходит не так.

Когда мы испытываем раздражение, то мы больше не подавляем его за улыбочкой: все норм, все норм. А выражаем, но в форме Я-послания. Например, я, конечно хорошо к тебе отношусь, но мне неприятно, когда ты так делаешь. Вы как бы и высказались, и не полезли с обвинениями или упреками, как если бы это звучало: ты почему так делаешь, ты относишься ко мне неправильно, с разгоном до «я тебя ненавижу». А еще с включениями таких слов, как: всегда, вечно, постоянно, никогда. «Да ты вечно ведешь себя так, ты никогда меня не понимаешь, ты всегда так делаешь.» А использовать вместо: ты меня раздражаешь — я раздражаюсь. Вместо: ты меня напрягаешь — я напрягаюсь. Обвиняя, вы не доносите то, что вам было неприятно, человек запомнит только то, что эти наезды были чересчур и были уже неприятны ему. Конфликт и полное не понимание друг друга.

Порядок в голове

При развитии эмоционального интеллекта мы способны отслеживать и переключать свои эмоции. Мы выясняем, какая эмоция нам выгодна. Например, мы понимаем, что, если мы придем с кислой миной на день рождения, то испортим всем настроение. И берем и находим в себе возможность переключиться на более уместную эмоцию. Если мы утром встали как-то трудно, то только в наших силах улучшить наше настроение. И мы уже знаем как. Ведь до этого мы уже познакомились с собой поближе.

Эмпатия

Когда мы все хорошо поняли про себя, мы начинаем понимать, что происходит с другим человеком. Не только, когда он выдает определенную эмоцию, но и то что стоит за ней на самом деле.

Со-чувствование, как часть эмоционального интеллекта

Это желание узнавать, наблюдать за людьми, пытаться понять их и их поступки. Это дружелюбность и хороший настрой. Из этого состояния вытекает уместность и безконфликтность. Это уже компетенция и зрелость. Более подробно об эмпатии в этой статье.

Влияние

Конечно, после того, как мы узнали все о себе и о других людях, открывается способность управлять. В лучшем виде – это экологичные отношения, когда влияние оказывается положительное. Способность выстраивать качественные деловые и личные отношения. В другом виде – это некие манипуляции.

составляющих эмоционального интеллекта

Получается, что если мы находимся в неведении о себе, есть кто-то кто знает нас лучше нас и может нами управлять. Поэтому человек с низким эмоциональным интеллектом, не различая, что происходит, может часто становится жертвой мошенничества, легко поддается на уловки маркетологов, покупая кучу не нужных вещей. Он не разбирается в людях, влезает в сомнительные связи.

Читайте также:   Статистика браков и разводов в России по годам до 2019 года

В следующем блоке посмотрим, что можно сделать для развития эмоционального интеллекта.

Применение эмоционального интеллекта в жизни

Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.

Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.

Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Ученые сходятся во мнении, что ЭИ повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее развитием эмоционального интеллект можно начинать заниматься с раннего детства,

Ранний возраст (с рождения до 3 лет)

В первые 3 года жизни активно формируется головной мозг и нервная система ребенка, это время считается наиболее благоприятным для усвоения новой информации. Считается, что знания и навыки, полученные до 3 лет, образуют основу мышления ребенка.

В первые месяцы жизни малыш учится распознавать эмоции мамы с папой, затем он пытается «вернуть» им улыбки и смех, отзеркалить их. Это — первое общение. В дальнейшем эмоции становятся главным ориентиром в мире: ребенок ищет одобрения своих намерений и действий в выражении лица мамы, доверяет только добрым улыбающимся людям, распознает враждебную интонацию. К трем годам он умеет не только считывать настроение родителей, но и понимает, как его можно использовать для достижения своих целей.

Дошкольный возраст (4-7 лет)

Дошкольный возраст начинается с пресловутого «кризиса 3 лет» — периода, когда ребенок начинает идентифицировать себя, как самостоятельную личность, а не как часть одного целого вместе с мамой. Это непростое время, когда дошкольник пытается выйти за пределы границ, которые установили ему родители. Обычно это сопровождается негативизмом — ребенок отрицает все на свете и стремится все делать наоборот.

Родители оказываются к этому совершенно не готовы, что нередко ведет к непростительным ошибкам: ругают, кричат на ребенка и даже берутся за ремень. Какими бы эффективными на первый взгляд не казались радикальные меры, их результатом станет низкий эмоциональный интеллект ребенка. Полезнее запастись терпением и переждать этот период — он обязательно закончится, а чувство собственного достоинства и доверие к родителям останутся непоколебимыми.

После кризиса 3 лет наступает следующий ключевой этап развития личности — активная социализация. Ребенок идет в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжение целого дня и без мамы. Это очень эмоциональный период, малыш испытывает колоссальный стресс, учится контролировать свои чувства, гнев и агрессию.

Школьный возраст (7-12 лет)

В школе ребенок выходит на новый уровень развития эмоционального интеллекта. Ему становится доступна эмпатия — понимание чувств других людей. Он учится ставить себя на их место, сопереживать им, видеть их ошибки, давать оценку чужим поступкам.

Начальная школа способствует развитию положительных качеств ребенка: доброты, отваги, чести и сострадания. Благодаря изучению сказок, притчей и басен младшие школьники знакомятся с понятием морали. В процессе общения с одноклассниками и учителями у ребят развиваются коммуникативные навыки, они все больше отдаляются от родителей и становятся самостоятельными.

Читайте также:  Колыбельные песни для малыша – какая польза от них?

Учимся управлять собой

Исследования показали, что на питание мозга человека расходуется 25% энергии, а на питание мозга маленьких детей – 50%.

Следовательно, это дорогостоящая для человека игрушка, особенно если он бессмысленно работает на мозг, а не наоборот. Поэтому здравомыслящие люди должны задуматься над тем, что мозг должен отрабатывать, затраченную на него энергию организма.

Мы должны уяснить, что мозг работает вхолостую, соответственно, и энергию потребляет зря, если у нас отсутствует или слабо развит эмоциональный интеллект, то есть если мы не умеем управлять собой и своими эмоциями.

А для развития этого навыка следует уяснить три основных правила:

  • ни под каким предлогом не давать себе спуску;
  • научиться говорить самому себе только правду;
  • уметь быть снисходительным и доброжелательным к людям.

Процесс создания русскоязычной версии MSCEIT V0

По соглашению с правообладателями данного теста – Корпорацией психического здоровья (МНС), обладающей правами на использование данной методики в русскоязычной культуре, мы выполнили перевод теста. В соответствии с требованиями правообладателей перевод осуществляли два переводчика с английского на русский и два переводчика с русского на английский, то есть производились прямой и обратный переводы. Для данной работы важно было не только владение английским языком, но и профессиональное психологическое образование, которое позволяет уйти от формального перевода. В прямом переводе на первом этапе участвовали (первичный перевод), и В обратном переводе – и Все переводчики имеют научные степени в области психологии. Варианты перевода отсылались в Корпорацию и проверялись. Каждый переводчик заключал определенное соглашение и подписывал специальную форму, после чего кандидатура утверждалась Корпорацией. Ответственным координатором переводов является После проверки верности всех переводов необходимо было сделать согласованные переводы: один прямой и один обратный, каждый из которых выполняли по два переводчика. После проверки Корпорацией согласованных прямых и обратных переводов и незначительной коррекции было дано разрешение на использование теста на русскоязычной выборке. Вся процедура согласований и коррекций заняла около года. Для большей культурной валидности теста все имена героев в заданиях теста были заменены на имена, распространенные в нашей культурной среде, но близкие по звучанию с оригинальными. Тем не менее были оставлены оригинальные картинки и фотографии людей, культурно-специфичные для американской выборки. Это было сделано для упрощения последующего сравнения полученных данных в рамках стандартизации теста. Мы считаем это отступление от требований максимального приближения к культурной среде допустимым, поскольку опознание эмоциональных выражений относится к базовым, универсальным человеческим способностям «чтения» эмоциональных состояний по лицевой экспрессии. Более того, в настоящее время распространенными и популярными являются американские фильмы и программы, что делает данный набор лиц уже знакомым российским участникам тестирования. Создателями теста ключи для его обработки были получены на основе экспертной оценки и консенсуса [Эмоциональный интеллект: проблемы теории … , 2004], соответственно, ключи являются специфичными именно для американской выборки. Итоговые баллы по разным компонентам теста участник исследования получает в зависимости от распределения баллов по всей культурно-специфичной выборке. Вторая стратегия оценок, предложенная создателями тестов,– консенсус экспертов [Mayer et al., 2003]. Мы планируем сравнивать данные распределений и экспертные консенсусные оценки. На данном этапе работы были собраны данные 638 респондентов: 283 юношей (237 – из Москвы, 46 – из Перми) и 355 девушек (55 – из Москвы, 300 – из Перми). Средний возраст респондентов в московской выборке: M = 19,0 (SD = 1,6), в пермской: M = 19,38 (SD = 1,8). На основе этих данных проводилась процедура психометрической проверки. Полученное распределение ответов на задания теста мы обозначили как частотную оценку для русскоязычной популяции. Оригинальный алгоритм подсчета баллов начинается с вычисления показателей по 8 разделам теста. Каждому ответу испытуемого приписывается балл, основанный на результатах консенсуса или частотности по выборке. Следующий шаг заключается в подсчете среднего балла по каждому разделу. Дальше подсчитываются баллы по каждой ветви, которые представляют собой среднее между баллами по разделам. Общий балл вычисляется как среднее всех 8 разделов теста. После подсчета баллов были проведены психометрические процедуры, необходимые при адаптации теста.

Заключение

Вот вы и познакомились с понятием эмоционального интеллекта, узнали, как можно развить его у взрослых людей. Он, несомненно, важен в таком деле, как достижение успеха в карьере и отношениях.

В отличие от IQ, который практически невозможно поднять, EQ вполне может подрасти. Для этого придется самому немало потрудиться. Нелишним будет и чтение дополнительной литературы по теме, и посещение специальных тренингов по развитию эмоционального интеллекта, на которых вам помогут начать движение в правильном направлении.

А вы уже определили свой уровень эмоционального интеллекта? Делитесь результатами в комментариях!