Современные методы психотерапии детей и подростков’

Психотерапия (греч. psyche душа + therapeia лечение) — планомерное использование психических воздействий для лечения больного.

Что такое психотерапия?

Психотерапия — это комплексное вербальное и невербальное психологическое воздействие на психику, а через психику – на весь организм человека. Психотерапия является одним из форматов взаимодействия клиента и психотерапевта. Но не обычный бытовой разговор по душам или исповедь, а целенаправленная, структурированная и планомерная помощь человеку в тяжелой жизненной ситуации.

Задача терапии: научиться жить в полной гармонии с собой, но не вредить при этом окружающим.

Цель терапии: освоить навыки поведения в ситуациях, которые мешают быть счастливыми и действовать самостоятельно, но уже без постоянной поддержки психотерапевта.

Правила терапии: регулярность: 1-2 раза в неделю, границы: оговоренные условия о времени встречи, длительности одной сессии и самой терапии.

Условия терапии: добровольное и осознанное обращение за помощью.

Психотерапевтический процесс может быть индивидуальным – когда человек самостоятельно изучает книги, публикации, смотрит видеоматериалы, наблюдает за окружающими. Но самотерапия без знания психологии и навыков психотерапевтической поддержки невозможна. Поэтому психотерапию проводит психотерапевт – медик или психолог, который получил дополнительную подготовку по психотерапии, проходит личную психотерапию и принадлежит к какому-то профессиональному сообществу. Как «посторонний наблюдатель» он поможет рассмотреть и оценить проблему с разных ракурсов, не принимая ничью сторону, не вовлекаясь в процесс клиентских переживаний.

Психотерапия в переводе с греческого языка означает «исцеление души». Но чтобы лечение было успешным, взаимодействие психотерапевта с клиентом должно происходить на четырех уровнях:

  • Уровень 1: мысли. Общаясь, психотерапевт и клиент используют мышление и делятся друг с другом своими мыслями.
  • Уровень 2: чувства. Чувства тесно взаимосвязаны с мыслями. Исследуя чувства, возможно влиять на свое мышление.
  • Уровень 3: поведение. Именно поведение клиента меняется после успешной терапии и считается главным показателем перемен – если чувства и мысли невидимы для собеседника, то поведение возможно отследить.
  • Уровень 4: тело. Тело – сложный механизм и ничего в нем не происходит просто так. Душа неразрывно связана с органами и системами, а психическое нездоровье сразу же отражается на здоровье физическом.
Читайте также:  Коричневый глазами психолога: особенности восприятия цвета

Каждое из психотерапевтических направлений использует два или более уровня воздействия, но в основном работает либо с мыслями, либо с чувствами, либо с телом.

Алгоритм работы с семьей при возникновении психологических проблем у детей и подростков2

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько от излишнего к себе уважения.

М. Монтенъ

Проблемы поведенческого плана, а также отдельные соматические заболевания детей напрямую связаны с неблагополучием в супружеских отношениях между родителями. Однако проблемы взаимоотношений между супругами имеют истоки, в свою очередь, в родительских семьях каждого из них. Таким образом, мы получаем замкнутый порочный круг:

  • 1 Глава написана психологом, д.ф.н. Г.И. Колесниковой.ф.н., профессор кафедры Связи с общественностью Донского государственного технического университета Г.И. Колесникова.

Данный алгоритм впервые был опубликован в книге: Колесникова Г.И. Психологические виды помощи. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

проблемы детей — проблемы в супружеских отношениях между родителями — личностные проблемы каждого из супругов — проблемы в родительских семьях каждого из родителей — проблемы в будущих семьях детей — проблемы их детей. Невольно вспоминается народная мудрость: «Самое лучшее, что могут сделать родители для своих детей — быть счастливыми». И действительно, установленный факт, что структура взаимоотношений в семье на подсознательном уровне воспринимается детьми и те, став взрослыми, неосознанно начинают воспроизводить алгоритм жизни родителей в своей жизни. Другими словами: они не живут свою жизнь. Они снова и снова проживают жизнь своих родителей. Точнее одного из них, того, с кем отождествляли себя в детстве. Это, конечно, упрощенная схема, которая может осложняться такими моментами, как неосознаваемые внушения родителей: сказанные в состоянии аффекта слова, их навязчивые идеи по поводу «похожести» ребенка на кого-либо из родственников или наличия у него какого-либо негативного качества. Например, «приговаривания» мамочки над сыном: «Такая же бестолочь, как твой отец», если и будут иметь положительный эффект, то только в том моменте, что она через некоторое время сможет убедиться в своей «прозорливости» и воскликнуть в праведном гневе (всё зависит от личностных предпочтений данной достойной дамы) «Я так и знала!». Довольно слабое утешение на фоне загубленной судьбы ребенка.

Читайте также:  Женственность глазами мужчин, секреты и образ женственности

Общение с родителями во время работы с детьми имеет важное значение, поскольку именно от них в большой мере зависит результат.

Психотерапевтическое лечение

Психотерапия — Psychoterapia. Лечебный комплексный метод, использующий психические воздействия на больного с целью устранения ряда заболеваний психической и соматической природы.

Научное осмысление и обоснование психотерапевтического лечения стало возможным благодаря развитию нейрофизиологии, экспериментальной психологии и клинической психиатрии. В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично редкое взаимодействие, которое часто отличаются различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения.

Врач-психотерапевт — Врач, человек, имеющий полное высшее медицинское образование, имеющий образование по психиатрии и проработавший в должности врача-психиатра не менее 5 лет, после чего прошедший курс повышения квалификации по психотерапии. После этого этот специалист имеет право на применение всех методик психотерапевтического лечения.

Подчеркивая многоплановость, можно указать на возможные представления о психотерапевтическом лечении:

1. как о комплексом методе лечения, влияющего на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности.

2. как о методе оказания влияния или воздействия, приводящим в движение процесс обучения.

3. как о методе инструментальной манипуляции, служащей целям социального контроля.

4. как о комплексе явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.

Психотерапевтическое лечение в мире

Согласно «Декларации по Психотерапии», принятой Европейской ассоциацией психотерапии с Страсбурге 21 октября 1990 года:

1. Психотерапия — особая дисциплина области гуманитарных наук.

2. Психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности в области психиатрии.

3. Гарантированным является применение и знание разнообразных психотерапевтических лечебных методик.

4. Психотерапевтическое образование должно осуществляться интегрально; оно должно включать теорию, должный личный лечебный опыт и практику врача.

5. Доступ к психотерапевтическому образованию должен быть возможен только при условии широкой предварительной подготовки (наличие высшего образования) в области гуманитарных и в частности медицинских наук.

Читайте также:  Абдоминальный ишемический синдром: причины, симптомы, принципы лечения

Обследование

Методики психотерапевтического обследованияи психотерапевтического лечения призваны усиливать и закреплять эффективность биологической терапии, к которой в первую очередь относятся фармакологические средства, физиотерапия, другие физико-химические факторы, имеющие целью непосредственное воздействие на мозговую ткань.

Сложность, на современном этапе, представляется в разрешении одной из труднейших проблем психотерапии и психологии в целом — соотношение психологического и биологического в человеке. Помимо макропсихологических процессов, требуется учитывать и микросоциальные процессы, относящимся к малым группам и непосредственно к самому человеку (индивидууму). На этом уровне особое значение приобретает характер взаимодействия в терапевтической диаде «врач-больной». Сложность и многоплановость терапевтического процесса коммуникации требует внимания врача-психотерапевта на самых начальных этапах знакомства с пациентом.

Установление точного и полного диагноза врачом-психотерапевтом, с учетом индивидуальных особенностей развития организма, как в физическом, так и в психическом спектре.

Наши методики

В нашем медицинском центре, опытные врачи, прошедшие практику в странах Европы и США и имеющих большой опыт работы по своей специальности, прежде чем назначить и начать проводить терапию, тщательно проводят диагностику, индивидуально подбирая методики, исследуют возможность минимизации фармакологического лечения. Мы находим оптимальный баланс медикаментозной нагрузки и психотерапевтических методик, сочетание которых так же подбирается индивидуально. Наши врачи-психотерапевты владеют различными психотерапевтическими методиками. Каждый врач в совершенстве владеет минимум 20 основными методиками психотерапии и дополнительно 7-10 методиками (учитывая как непосредственно психотерапевтические направления, так и более узкие направленности и их сочетания). Мы особое внимание уделяем точности диагностики, так как от этого зависит и терапевтический эффект.

Когда следует обратиться к доктору

Внезапное или постоянное ощущение психологического дискомфорта часто говорит о нарушениях психической деятельности. Эти проявления являются тревожными “звоночками”, на которые сразу обратит внимание медик-психотерапевт. Наиболее часто встречаются:

  • затяжное ощущение безразличия к людям, происшествиям, окружающему миру, состояние апатии;
  • периодические истерики и приступы паники, страха, фобий;
  • чувство тяги к алкоголю, никотину, другим психоактивным веществам;
  • повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость;
  • депрессивные состояния;
  • наличие вредных привычек, расстройств поведения (например, переедание или булимия).
Когда следует обратиться к доктору

При появлении перечисленных состояний или симптомов имеет смысл обратиться за врачебной помощью к специалисту-психотерапевту.