Сочинение Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина 9 класс

Уже при жизни Пушкина многие понимали гениальность поэта и значимость его творчества для русской культуры. Об этом можно судить по воспоминаниям, оставленным современниками великого литератора. Вашему вниманию мы представляем наиболее интересные выдержки из мемуаров родственников, друзей, знакомых поэта.

Ожидание избранника

Даже имя у нее было простонародное. Татьяна, девушка из знатной семьи, родилась и выросла в деревне. Ее матушка, московская барышня, воспитанная на французских романах, вышла замуж не по любви. Муж увез ее в свое имение, где она быстро превратилась в хозяйственную провинциальную барыню. Ларины жили просто, соблюдая старинные обычаи: держали посты и ели блины в Масленицу. Их старшую дочь отличали следующие особенности:

  1. Татьяна с ранних лет находилась под влиянием народной культуры. Девочка росла впечатлительной, обладала живым воображением. Она верила снам и святочным гаданиям.
  2. Когда Татьяна подросла, то увлеклась европейской романтической литературой. Подобно своей матери, из романов она черпала представления о любви, жизни, добре и зле. Свой образ идеального героя она построила на примере французских книг.
  3. В отличие от своей младшей сестры Ольги, которая была девушкой общительной и жизнерадостной, Татьяна любила уединение. Она мало общалась с подругами и даже с родителями. Девушку привлекали книги, которые она предпочитала играм и веселью. Это была глубокая и мечтательная натура, жившая в своем выдуманном мире. Ее душа жаждала любви, но никто из ее простых и недалеких соседей не годился на роль романтического героя.

Татьяна Ларина — идеал Пушкина

Откуда же появились те душевные качества, которые сделали Татьяну милым идеалом Пушкина? Уже с первых страниц романа, посвященных Татьяне, мы замечаем, что Пушкин особо выделяет её среди других дворянок, которые в то время были носителям скорее французской культуры, нежели русской. Татьяна же, несмотря на то, что «выражалася с трудом на языке своём родном», описывается поэтом как «русская душой». Она любит природу, снежную русскую зиму, народные песни. Очевидно, что этому способствовало соблюдение русских обычаев в семье Татьяны, нянины сказки. Татьяна — очень впечатлительная девушка, она верит в предания старины, в карточные гадания, в вещие сны. Но ведь в это верят большинство девушек её возраста, да и её сестра — Ольга, выросла в той же семье, однако не Ольга, а именно Татьяна — любимый идеал Пушкина.

Так что же было в ней такого, что выделяло её среди других, и делало, по словам поэта, чужой в родной семье? Прежде всего, мы видим, что Татьяна по своей природе совсем не кокетлива, не умеет льстить и притворяться. В детстве она мало играла с детьми, не ластилась к родителям, не занималась рукоделием. Зато она много читала, что сделало ее внутренний мир богатым, а ум — пытливым. Ответы на возникающие вопросы она ищет в книгах, судит по романам о любви и о жизни. Она мечтательна и несколько оторвана от реальной жизни, поскольку верит, что герои книг жили на самом деле, а не придуманы авторами. Поскольку Татьяна — натура романтичная, то уверена, что когда-нибудь и она встретит похожих людей. Именно поэтому, встретив Онегина, она наделяет его чертами героев из прочитанных романов и влюбляется в него.

Выезд в Петербург накануне декабря года

Вильгельм Кюхельбекер и Кондратий Рылеев на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Рисунок Александра Пушкина. Петербург, 1827 год © Из книги Т. Г. Цявловской «Рисунки Пушкина», 1987 год

История о неудавшейся поездке Пушкина в Петербург накануне 14 декабря была много раз зафиксирована его современниками со слов поэта:

«Вот еще рассказ… незабвенного моего друга, не раз слышанный мною при посторонних лицах. Известие о кончине императора Александра I и о происходивших вследствие оного колебаниях по вопросу о престолонаследии дошло до Михайловского около 10 декабря. <…> Рассчитывая, что при таких важных обстоятельствах не обратят строгого внимания на его непослушание, он решил отправиться туда… <…> Итак, Пушкин приказывает готовить повозку, а слуге собираться с ним в Питер; сам же едет проститься с тригорскими соседками. Но вот на пути в Тригорское заяц перебегает через дорогу; на возвратном пути из Тригорского в Михайловское — еще заяц! Пушкин в досаде приезжает домой; ему докладывают, что слуга, назначенный с ним ехать, заболел вдруг белою горячкой. <…> Глядь — в воротах встречается священник, который шел проститься с отъезжающим барином. Всех этих встреч — не под силу суеверному Пушкину; он возвращается от ворот домой и остается у себя в деревне».

Читайте также:  Насильственная преступность: что это, причины, условия, признаки

С. А. Соболевский Сергей Александрович Соболевский (1803–1870) — библиофил и библиограф, один из ближайших друзей Пушкина.. «Таинственные приметы в жизни Пушкина»

Очевидно мифологизированная, эта история дополняется тем, что Пушкин, смастерив себе подложный «билет», выехал из Михайловского под именем крепостного Алексея Хохлова.

Более убедительной кажется интерпретация «тригорской соседки» Пушкина, Марии Осиповой  Мария Ивановна Осипова (1820–1896) — одна из младших дочерей Прасковьи Алек сандровны Осиповой, соседки Пушкина и его близкого друга. Воспитывалась и всю жизнь прожила в Тригорском, где познакоми­лась с поэтом. А. И. Тургенев после знакомства с нею назвал ее «милой и умной почита тельницей великого русского таланта Пушкина».. По ее воспоминаниям, Пушкин решил срочно вернуться в Петербург не до, а после того, как узнал о вспыхнувшем восстании:

«Арсений рассказывал, что в Петербурге бунт, всюду разъезды и караулы… Пушкин, услыша рассказ Арсения, страшно побледнел. <…> На другой день… Пушкин быстро собрался в дорогу и поехал; но, доехав до погоста Врева, вернулся назад»  Цит. по «Рассказы о Пушкине, записанные М. И. Семевским» // «Пушкин в воспоми­наниях современников». Т. 1. СПб., 1998..

Логика этого предположения, впрочем, не объясняет, действительно ли Пушкин счел перебегавшего дорогу зайца плохой приметой или оставался в Михайловском по какой-либо другой причине, — проблема во многом заключается в том, что Осиповой в 1825 году было 5 лет.

IV. Внутренний мир поэта

С. А. Соболевский русский библиофил и библиограф, друг Пушкина, Лермонтова

Отличительною чертою Пушкина была память сердца; он любил старых знакомых и был благодарен за оказанную ему дружбу, — особенно тем, которые любили в нем его личность, а не его знаменитость; он ценил добрые советы, данные ему вовремя, не в перекор первым порывам горячности, проведенные рассудительно и основанные не на общих местах, а сообразно с светскими мнениями о том, что есть честь, и о том, что называется честью.

И. П. Липранди участник Отечественной войны 1812 года, знакомый А. С. Пушкина

Я знал Александра Сергеевича вспыльчивым, иногда до исступления; но в минуту опасности, словом, когда он становился лицом к лицу со смертию, когда человек обнаруживает себя вполне, Пушкин обладал в высшей степени невозмутительностью, при полном сознании своей запальчивости, виновности, но не выражал её. Когда дело дошло до барьера, к нему он являлся холодным как лёд.

А. О. Россет (Смирнова) фрейлина, мемуаристка, друг Пушкина, Жуковского, Вяземского

Никого не знала я умнее Пушкина. Ни Жуковский, ни князь Вяземский спорить с ним не могли – бывало, забьет их совершенно. Вяземский, которому очень не хотелось, чтоб Пушкин был его умнее, надуется и уж молчит, а Жуковский смеется: «Ты, брат Пушкин, черт тебя знает, какой ты – ведь вот и чувствую, что вздор говоришь, а переспорить тебя не умею, так ты нас обоих в дураки и записываешь.

В. И. Даль русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора

Пушкин, я думаю, был иногда и в некоторых отношениях суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко его разгадать. Всем близким к нему известно странное происшествие, которое спасло его от неминуемой большой беды. Пушкин жил в 1825 году в псковской деревне, и ему запрещено было из нее выезжать. Вдруг доходят до него темные и несвязные слухи о кончине императора, потом об отречении от престола цесаревича; подобные события проникают молнием сердца каждого, и мудрено ли, что в смятении и волнении чувств участие и любопытство деревенского жителя неподалеку от столицы возросло до неодолимой степени? Пушкин хотел узнать положительно, сколько правды в носящихся разнородных слухах, что делается у нас и что будет; он вдруг решился выехать тайно из деревни, рассчитав время так, чтобы прибыть в Петербург поздно вечером и потом через сутки же возвратиться. Поехали; на самых выездах была уже не помню какая-то дурная примета, замеченная дядькою, который исполнял приказание барина своего на этот раз очень неохотно. Отъехав немного от села, Пушкин стал уже раскаиваться в предприятии этом, но ему совестно было от него отказаться, казалось малодушным. Вдруг дядька указывает с отчаянным возгласом на зайца, который перебежал впереди коляски дорогу; Пушкин с большим удовольствием уступил убедительным просьбам дядьки, сказав, что, кроме того, позабыл что-то нужное дома, и воротился. На другой день никто уже не говорил о поездке в Питер, и все осталось по- старому. А если бы Пушкин не послушался на этот раз зайца, то приехал бы в столицу поздно вечером 13 декабря и остановился бы у одного из товарищей своих по Лицею, который кончил жалкое и бедственное поприще свое на другой же день… Прошу сообразить все обстоятельства эти и найти средства и доводы, которые бы могли оправдать Пушкина впоследствии, по крайней мере, от слишком естественного обвинения, что он приехал не без цели и знал о преступных замыслах своего товарища.

Читайте также:  Арт-терапия для дошкольников и подростков

Сочинение Татьяна Ларина-нравственный идеал Пушкина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич.Д.
Дата
Формат docx
Изображения Нет

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.

В своих поэтических и прозаических произведениях А. С. Пушкин создал много ярких женских образов, которые завораживают читателя своей неповторимостью. Людмила, Марья Гавриловна, Земфира, Маша Миронова, Дуня, Лиза Муромская, царевна из «Сказки о семи богатырях…» навсегда остались в русской литературе. Но никто из героинь, по моему мнению, не сравниться с Татьяной Лариной.

На протяжении всего романа Пушкин не раз признавался в симпатии и любви к своей героине Татьяне, сочувствовал ей: «Татьяна, милая моя», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью», «… моя душа», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою». Для Пушкина в ней всё было прекрасно: её чистота и простота, естественность, задумчивость, мечтательность и любовь к книгам. «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива…» – читаю я в 1 главе романа, а в последней: «Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, все тихо, просто было в ней». Такая Татьяна отличалась от всех дам, окружавших Пушкина или Онегина, и в деревне, и в Москве. Она – мечта поэта, идеал женщины вообще. Как жаль, что Онегин не понял при первом знакомстве в деревне, что Татьяна способна сделать счастливым любого мужчину, что именно она была нужна ему, чтобы обрести смысл жизни.

У Татьяны есть младшая сестра, её полная противоположность – Ольга. По мнению Пушкина, Ольга – обычная девушка его времени. Он так и пишет: « любой роман возьмите и найдете, верно, её портрет…» и признаётся: «…я прежде сам его любил…» Пушкин соглашается, что Ольга красивее Татьяны, однако в её чертах нет жизни. Что же такое жизнь по Пушкину?

Может, это способность смириться с судьбой и сделать счастливым того, кто тебе послан Богом? Именно так сложилась судьба матери Татьяны. Отец Татьяны, Дмитрий Ларин, – добрый, простой барин, который всем сердцем любил свою жену. Мать же Татьяны и Ольги была выдана замуж насильно, но вскоре смирилась, свыклась и искренне полюбила свою семейную жизнь. Таким образом, любовь для Тани жила не только в книгах, «…которые ей заменяли все», но и в жизни ее семьи. Татьяна ждала ее, настоящую любовь, до встречи с Онегиным и берегла потом, когда любовь стала безответной, поэтому и отказывала в сватовстве в деревне всем, кто предлагал ей узы брака.

Татьяна жила в деревне, ее окружала природа, в которой не может быть фальши, которой она могла рассказать все свои секреты. Пушкин много раз рисует в своем романе осенние, весенние, зимние и летние картины природы, которые не могла не видеть Татьяна. Когда она уезжала в Москву, то плакала, прощаясь с полями, лугами, лесами и холмами. Может быть, она знала, что в Москве среди множества людей не увидит той чистоты, которая есть в мире русской природы, и это тяготило ее. Кроме этого Пушкин подчеркивает, что Татьяна «русская душою». «Привычки милой старины» хранились в семье Лариных, Татьяна верила в зимнюю сказку и волшебство на сочельник.

Казалось бы, что героиня с такою душой должна быть обязательно оценена мужчиной, должна быть счастлива в конце романа. И действительно ее оценил по достоинству «толстый генерал», который задирал голову выше всех, когда появлялся с Татьяной в свете. А она? А она, подчиняясь судьбе, как когда-то ее мать, смирилась, сделав счастье генерала. Не таясь, Татьяна, как и тогда в деревне, признается в любви Онегину. Но ее слова «…но я другому отдана и буду век ему верна» звучат как приговор не только Евгению, но и самой Татьяне, ведь она обречена на брак без любви. И невольно вместе с Пушкиным хочется лить слезы о судьбе Татьяны и восхищаться ее прямой, твердой и чистой душой.

Татьяна – человек с сильным характером и доброй душой. Её нравственный идеалы высоки и правильны, а сама она, Татьяна Ларина – нравственный идеал

Популярные сочинения

  • В жизни всегда есть место подвигу — сочинение-рассуждение Жизнь сама по себе штука не простая и порой каждый из нас сталкивается с различного рода трудностями, это неизбежно, от нас зависит как это время будет прожито. Имеет ли человек достаточное количество знаний
  • Сочинение на тему Мораль У каждого свое понимание морали. Это набор необязательных правил поведения, мораль и нравственность зависит от религии, в которую вы верите, или от традиций, которым вы следуете
  • Сочинение Моя машинка Моя любимая игрушка — это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная

Критика

«Полтава» — одно из величайших произведений Пушкина. Однако большинство критиков встречают поэму отрицательно. Они поголовно утверждают, что Мария не может любить честолюбивого старика. Самого же Мазепу называют «злым дураком». В журналах становится популярно сравнение, что Александр Сергеевич, написав столь новаторское произведение, терпит поражение, словно Карл XII на поле битвы.

Пушкин встречает критические отклики с удивлением. Его расстраивает, что «Полтава» не имеет должного успеха. Однако критики просто не понимают своеобразия поэмы, глубину раздумий поэта и народность его стиля.

В. Белинский же считает «Полтаву» удавшимся произведением. Он тонко отмечает, что в поэме много оригинального и самобытного. Однако и его не все удовлетворяет. Рецензент считает ошибкой Пушкина то, что первые две песни заняты романтическими событиями, между тем как Петр и Полтавская битва описаны лишь в третьей песне.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!