Особенности девиантного поведения детей и подростков

Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» является актуальной и современной. Востребованность профессионалов данного направления растет.

Способы диагностики в общей психологии

Полноценную диагностику девиаций лучше доверить специалисту (психолог, психотерапевт, социальный педагог). Однако некоторые методы можно применить самостоятельно, например, диагностические тесты и опросники. Хочу познакомить вас с базовыми элементами диагностики:

  1. Наблюдение в процессе беседы или со стороны. В результате этого специалист получает информацию об условиях жизни ребенка или взрослого, его увлечениях, окружении, личностных особенностях (темперамент, скорость психических процессов и другое). Таким образом, специалист выявляет возможные негативные факторы и положительные сферы, то есть те, где можно найти поддержку при лечении девиаций.
  2. Опрос родителей, друзей и других субъектов окружения исследуемого индивида. Из этих бесед специалист складывает образ человека в глазах других людей. В первом случае обследуемый описывает мир и себя собственным взглядом, который нередко расходится с реалиями. Или же наоборот, окружение видит индивида хуже, чем он есть. Например, подросток просто ищет поддержку и внимание, потому хулиганит, а родители этого не понимают и считают своего ребенка агрессивным, опасным и так далее.
  3. Тестовые методики (опросы и анкеты) для выявления особенностей личности. Комплекс подбирается индивидуально, но как правило, нужно выявить акцентуации характера, темперамент, направленность личности, уровень тревожности. То есть рекомендуется использовать общие личностные опросники, а на основе их результатов – более узкие (по выявленным слабостям личности).
  4. Опросники для выявления самих девиаций (отдельных видов) и склонности индивида к ним.
  5. Диагностика подсознания. Если в описанных ранее методах человек в основном выдавал сознательные элементы (не считая беседы, там через наблюдение можно что-то заподозрить), то при проведении проектных методик заговорит подсознание личности. Нередко отклонения обусловлены подавленными эмоциями, фобиями, травмирующими ситуациями.

Виды девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

Читайте также:  Как научиться реализовывать главную в жизни мечту?

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:

— преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Профилактика

Психологические тренинги помогают влиться в коллектив и избежать развитие девиантности у детей и подростков

  1. Беседы и лекции, которые проводятся в дружественной и доброжелательной атмосфере. Это важно, чтобы вызвать доверие у ребенка. Нужно научить малыша тому, как необходимо действовать в той или иной ситуации при наличии конфликтов. Важно приводить реальные примеры. Эти беседы должны стимулировать ребенка к ведению здорового образа жизни, вызывать отвращение к спиртным напиткам и наркотикам.
  2. Правильная организация свободного времени. Необходимо научить свое чадо, что время отдыха нужно проводить весело играя. Кроме того, полезно отправиться на природу или посетить культурное место, почитать книгу.
  3. Психологические тренинги. Способствуют тому, чтобы малыш научился контактировать с ровесниками, смог правильно расставлять приоритеты, с легкостью справлялся со сложными заданиями.
  4. Образовательные программы помогают сформировать правильное отношение к окружающим, приучают к здоровому образу жизни. Рассказывают о профилактике сексуальных отклонений и ранних половых контактов.
Профилактика

Теперь Вы знаете, что собой представляет девиантное поведении несовершеннолетних. Выяснив, по каким причинам происходит развитие девиантности и как она проявляется, родителям под силу вовремя заметить и предупредить формирование девиации у своего отпрыска своевременными действиями. Нужно понимать, чем может грозить запущенное состояние, что без коррекции ситуация только ухудшиться, значительно повысится риск для здоровья ребенка или он станет опасным для общества.

Специфика подростковых девиаций

Согласно Л. А. Рассудовой, отклонения подростков могут быть связаны с недостаточно развитым механизмом децентрации (способность принять свою социальную роль и роли других людей). С этим механизмом напрямую связаны когнитивная эмпатия, коммуникативное взаимодействие.

Специфика подростковых девиаций

А. С. Горбунова пишет в своей работе о том, что при выявлении причин и особенностей девиаций у подростков необходимо обращать внимание на акцентуации личности подростка. То есть те черты его характера, которые проявляют себя в крайней границе нормы и могут при определенных условиях перерасти в отклонения. Подробнее о подростковых акцентуациях вы можете прочитать в моей статье «Акцентуации характера в подростковом возрасте».

Читайте также:  Когнитивно поведенческая терапия — помогает или нет?

Подростки с акцентуациями составляют группу повышенного риска. Зная тип акцентуаций, можно прогнозировать, как будет развиваться этот подросток, а также какие условия поспособствуют раскрытию или наоборот угасанию этих акцентуаций.

Специфика подростковых девиаций

Как правило, девиации, основанные на акцентуациях, решаются методом смены обстановки. Но при таких девиациях важно учитывать поведенческие реакции, как свойственные всем возрастам, так и чисто подростковые:

  • эмансипация;
  • группирование со сверстниками;
  • увлечение;
  • реакции на основе формирования сексуального влечения.
Специфика подростковых девиаций

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Читайте также:  Как избавиться от фобий: 8 эффективных способов

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Специфика обучения

Подготовка разносторонняя. Будущий специалист осваивает: организационные, социально-педагогические, диагностико-коррекционные, консультационные, правоохранительные и научно-исследовательские функции.

Учебный процесс базируется на научных достижениях психологии, педагогических и юридических наук. В рамках ведущего направления рассматривают основы и разделы психологии. Студенты изучают особенности отклоняющихся от норм поступков, конфликтологию, формирование личности, консультирование и другие предметы. Второй дисциплинарный блок включает в себя историю, педагогические основы, методику воспитания, социальную и коррекционную педагогику.

Юридическая подготовка предполагает знакомство с конституционным и гражданским правом, криминологическими, общественными и семейными правовыми аспектами, теорией государства и права.

По завершении учебной программы студенты защищают дипломный проект, в отдельных вузах сдают государственный экзамен.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.