Ошибки воспитания. Памятка для родителей

«Какой невоспитанный ребенок» – фраза, которую старшее поколение часто применяет к современным детям. Неизвестно, какие помыслы движут окружающими: желание подчеркнуть свое превосходство или просто досадить родителям. Потому не стоит принимать слова посторонних близко к сердцу, ведь близкие стараются привить своему малышу лучшие качества, уберечь от неприятных ситуаций, основываясь на собственном опыте. Однако предотвратить ошибки семейного воспитания удается не всегда.

главных ошибок в воспитании детей

Дети с раннего возраста имеют огромные запасы креативности. Но, к сожалению, со временем эти запасы истощаются, а впоследствии и вовсе исчезают.

Задумывались ли вы над тем, почему так происходит, и что мы, как родители и наставники, делаем не так? Возможно, мы создаем для наших детей слишком много ограничений? Или наша ошибка в том, что мы ожидаем от них чего-то чрезвычайного, и когда наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся и уже не видим в них вообще ни крошки таланта?

Давайте выясним, в чем же дело, и какие ошибки семейного воспитания мы допускаем как родители. Чем способны разрушить творческий потенциал собственных детей?

Ошибка 1. Постоянное вознаграждение

Научные исследования показали, что все вознаграждения по своей сути подавляют творчество и воображение детей. Если интерес ребенка каждый раз стимулировать чем-то конкретным, то ребенок будет прилагать ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы получить обещанное вознаграждение.

Таким образом, все виды вознаграждений, например:

  • Карманные деньги,
  • Подарки,
  • Больше времени перед телевизором или за компьютером,

На самом деле срабатывают в обратном направлении, а именно — уменьшают удовольствие от творческой деятельности и приводят к неумению оценить собственные усилия и результат от работы.

То, что вы хотите достичь, — это мотивированные дети, а не такие, которые будут делать все, что вы от них ожидаете, за соответствующее вознаграждение.

Ошибка 2. Усиленный контроль и излишняя помощь

Постоянный надзор и чрезмерное участие с вашей стороны во всем, чем занимаются дети, также вредит проявлению творчества.

Если вы постоянно выполняете за них их работу, в конечном итоге они так и не научатся делать ошибки и исправлять их. Не поймут, что, в конце концов, имеют право на ошибку, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Человек, который боится ошибок, — не рискует и, соответственно, не выигрывает, предпочитает всю жизнь провести в тихом омуте. Разве такого мы хотим для своих детей?

Ошибка 3. Ограниченный выбор

Большинство игр проходят точно по инструкциям, что само по себе не оставляет достаточной свободы и возможностей для детей проявить собственное творчество, смекалку и в конце концов фантазию.

Наличие дополнительных вариантов в выборе является стимулом для дальнейших поисков альтернатив и развития критического мышления.

Творческие дети свободно выражают свое видение и могут предложить альтернативы для решения проблем и, очевидно, их интерес возобладает при любых обстоятельствах и при любых ограничениях.

Ошибка 4. Перенасыщенное расписание дня

  • Школа,
  • Внеклассные мероприятия,
  • Кружки.

Дети сегодня перегружены, как никогда раньше. Но мы озабочены не этим, а тем, куда бы еще записать своего ребенка, как еще уплотнить его свободное время, чтобы не было потеряно ни одной возможности и шанса. Ведь кто, как не мы, лучше знаем, что нужно нашему ребенку!

Но почему-то мы так редко советуемся с нашими малышами и не спрашиваем их самих, что на самом деле их интересует. Вместе с тем, мы не учитываем простого правила: главный стимул к поиску творчества — это скука.

Скука усиливает воображение и дает толчок фантазии, что, в свою очередь, стимулирует поиск идей и проявление творческого потенциала. Помните: в то время, когда не надо ничего делать, ум генерирует наши лучшие идеи.

Ошибка 5. Чрезмерные ожидания

В наших ожиданиях в отношении детей мы часто руководствуемся собственной интуицией, поэтому иногда заставляем делать то, что не поддается не только способностям ребенка, но и его возможностям.

Настаивая на чем-то и побуждая к определенным действиям, вы не достигнете желаемого результата и столкнетесь лишь с последующим нежеланием и неприятием определенного предмета, положения вещей или соответствующего занятия.

Чрезмерно высокие ожидания приводят к тщательному выполнению задач и четкому соблюдению установленных правил и принципов.

Результат? Такого рода ошибки родителей в воспитании детей отвлекают их от любого рода исследований, экспериментов и проявлений креативности. Иногда, чрезмерно амбициозные ожидания родителей выходят за пределы естественных возможностей ребенка.

Это полезно узнать:

К оглавлению ↑

Ошибка 6. Отсутствие личного примера

Самый простой способ убедить ребенка, что креативность — это не пустой звук, а то, что стоит внимания, времени и усилий, — самим стать примером для творческого подражания. Если мы лично занимаемся тем, что требует креативности, а дети тем временем могут наблюдать за нами, то это и есть идеальная возможность, которую следует использовать в полной мере.

Читайте также:  Сколько должен зарабатывать мужчина по мнению женщин

Ну, и напоследок, если вы действительно хотите развить творческое мышление и креативность ваших детей и избежать типичных ошибок семейного воспитания, показывайте им новые интересные книжные продукты. Издания, имеющие множество замечательных рисунков и интересный познавательный смысл, прививают любовь к чтению и подталкивают к проявлению всех творческих способностей и талантов.

Ошибка №Критика

Даже если критика конструктивная, она не перестает расстраивать и демотивировать ребенка. Давайте будем честны — взрослого тоже. Мы все любим, когда нас хвалят. Признание успехов дает силы на покорение новых вершин, критика же вызывает желание оставить попытки.

Конструкция «Все хорошо, но…» обесценивает все, что было до слова «но». Это тоже критика, хоть и завуалированная. Постарайтесь найти, за что похвалить ребенка, даже если его результат или поведение далеки от идеала. Это первый шаг, который позволит начать работу в правильном направлении.

Дети очень хотят от родителей внимания, при этом им не так принципиально позитивное оно будет или нет. Когда вы ругаете ребенка, он получает заветное внимание и понимает, что ему достаточно что-то натворить, и родители будут заниматься им. Психологи рекомендуют поступать наоборот: после проступка найдите повод похвалить ребенка, можете даже сами его придумать. Так ребенок поймет, что гораздо проще сделать что-то хорошее и полезное, чтобы получить внимание мамы или папы.

Типичные ошибки семейного воспитания

Избежать всех ошибок в воспитании детей невозможно. Но, когда вы о них знаете, ваши шансы на успех заметно возрастают. К основным ошибок родителей в воспитании относятся: избегание переживаний, возведение ребенка на пьедестал, гиперопека и самоотречение. Если вы скорректируете свои воспитательные методы в соответствии с приведенной информацией – жизнь вашего ребенка станет значительно приятнее. Теперь разберем подробнее перечисленные ошибки.

Избегание переживаний

Представьте: ребенок упал с велосипеда, содрала локоть и плачет. Что обычно говорят родители в таких случаях? «Успокойся, не плачь, сейчас пройдет». Казалось бы, что тут плохого? Обычные слова, так все говорят. Но, таким образом, мы просто не даем пережить эмоцию, сразу отрицаем существование того, что сейчас чувствует ребенок. Это как сказать: «Твои переживания неправильные, никакой боли самом деле нет, ты сам себе это придумал».

Вы же понимаете, что эти ощущения реальные, ушибленное место действительно болит, ребенок не хочет вас обмануть, а дает свою эмоциональную реакцию на ситуацию. Вот и не стесняйтесь, так и скажите: что вы все понимаете, вам очень обидно, что так произошло, рано или поздно все пройдет, хоть сейчас очень неприятно и больно, такое иногда случается, но все будет хорошо. Ничего сложного придумывать не надо. И уж точно не стоит командным тоном кричать на ухо: «Не ной! Ничего там не болит!». Мало того, что вы не даете ребенку права на собственные переживания, так еще и пренебрегаете ими. Обычное сочувствие – все что нужно в такой ситуации, но отнюдь не нравоучения или насмешки.

Возведение на пьедестал

Бесспорно, хвалить ребенка важно, но родители подходят к этому по-разному. Иногда, похвала бывает вредной, хоть и давалась только с хорошими намерениями. Хотя лучше говорить «ценить», а не «хвалить». Слово «хвалить» – больше относится к дрессировке, ведь хвалят хороших собак, которые хорошо себя ведут или дают лапу. Когда мы говорим о понятии «ценить» – здесь уже речь идет больше о подчеркивании и признании достигнутого. Для примера: ваш ребенок получил отличную оценку за контрольную работу по математике, а вы говорите: «Ты молодец, я понимаю, что ты потратил много времени на подготовку, и я приятно поражена твоей настойчивостью и заинтересованностью». Такая похвала останется в памяти на долгое время и будет очень приятной для ребенка.

А можно и просто бросить очередную фразу: «Очень хорошо, а теперь иди делай домашнее задание». Обычный ответ, лишь погасит радость от маленькой победы, ведь такие горе-родители даже не потратили лишней секунды, чтобы поддержать и признать достижения. Не думаю, что кто-нибудь так скажет по злой воле, но в конце концов, это ни к чему хорошему не ведет.

К еще худшим последствиям приводит возведение ребенка на пьедестал, постоянное нахваливание, возвеличивание, особенно, когда вокруг есть «свободные уши»: «А мой Андрюша такой молодец, на волейбольной секции он первый, английский знает лучше, а как он в математике понимает – это что-то невероятное!». К чему же это приводит? А к тому, что настоящий ребенок понемногу отходит на второй план, а на первый выдвигается воображаемый и от того совсем нереальный образ, ведь никто не может быть всегда первым. Так «рождаются» нарциссы.

Еще один интересный результат – то, что ребенок уже не верит в собственное поражение, думает, что она не может ошибиться. А если ошибется – то этим подведет маму и папу. Представляете, какой это психологическое давление? Поэтому, следует помнить, что хорошего тоже должно быть в меру.

Денежно-товарная любовь

Как вы думаете, чего больше хочется получить ребенку – новую игрушку или веселый вечер с мамой и папой? Порой очень занятые и состоятельные родители уверены, что могут дать своему ребенку больше, чем просто общение, ведь они работают ради детей, а значит, могут купить им самые дорогие вещи и игрушки. Однако такие родители часто не задумываются о том, что детям нужны не деньги.

Читайте также:  Почему же не рекомендовано делать фотоснимки мертвых?

Когда психолог спросил одного первоклассника о самом счастливом дне в его жизни, он не вспомнил дни рождения и подарки, а сказал, что он чувствовал себя счастливым, когда отец потерял работу и находился дома. Три недели он уделял внимание своему сыну, и это было самое счастливое время для ребенка.

к оглавлению ↑

Что происходит с ребенком?

Когда между родителями и детьми нет здорового контакта, происходит подмена ценностей эмоциональных товарно-денежными ценностями – деньгами, игрушками, дорогими вещами. Это одна из самых распространенных ошибок родителей, которые могут себе позволить тратить на детей значительные суммы. В этом случае мы можем получить два противоположных варианта поведения ребенка.

Если малыш активен и требователен, он будет пытаться «насытиться» с помощью родительских денег, требуя от мамы и папы все больше и больше. В конце концов, случается так, что ребенок ощущает постоянное неудовлетворение: его ничем не удивить, что ни купи, ему всегда мало, всегда не то. Даже вожделенные игрушки быстро надоедают, требуется что-то новое. Такие ребята постоянно сравнивают себя с окружающими, и сравнение это отнюдь не в пользу ребенка. Ему кажется, что он чего-то лишен. Родители же пытаются компенсировать внутренний дискомфорт ребенка деньгами, а точнее, покупками, но безрезультатно. Ребенку снова мало. Получается замкнутый круг. Ситуация осложняется тем, что такие ребята, как правило, очень агрессивны к окружающим.

Менее активные, ведомые и меланхоличные дети, которые не ощущают себя любимыми и нужными, поскольку не чувствуют эмоциональной поддержки родителей, просто не знают, чего желать. Ребята уходят в себя, прячутся, словно в раковину. И как бы ни старались бедные родители увлечь ребенка, засыпая его подарками, выманить его из «раковины» не получается. Он принимает подарки как должное, без особой радости. Потому что по своему небольшому, но горькому опыту он знает, что родительского внимания он всё равно не получит. Зачем тогда вообще о чем-то мечтать? Так думает малыш.

к оглавлению ↑

Что делать родителям?

В этом случае имеет место гораздо более глубокая проблема, чем огрехи в финансовом воспитании. Отсутствие эмоционального контакта между родителями и детьми – психологическая проблема. Чтобы её решить, иногда необходима консультация психолога. Родители порой просто не знают, как общаться с подросшим сыном или дочерью, но при этом понимают, что отношения зашли в тупик, хотя раньше казалось, что в семье царит любовь и согласие.

Заваливая ребенка подарками, вы рискуете сформировать в нем зависимое поведение. Он может решить, что материальные блага равноценны эмоциональному контакту. И зависимость от материальных благ может закрепиться на всю жизнь. Девочка, которую баловали множеством игрушек и дорогих вещей, в будущем может стать заядлым шопоголиком. А мальчик, которого родители не в меру кормили деликатесами, проявляя свою (как им казалось) любовь, может со временем научиться «заедать» плохое настроение и «запивать» его крепкими напитками.

Поэтому вместо игрушек и дорогих вещей поиграйте с сыном или дочерью, подарите ребенку семейный выходной или проведите с ним вечер. Спешите наладить эмоциональный контакт, и делайте это постоянно. Потому что придет время, когда ребенок сам откажется от вашего общества в пользу игры на новеньком компьютере. И тогда все исправить будет намного сложнее.

к оглавлению ↑

Хаотические послания

Большое значение имеет последовательность и целостность оценок, посылов и требований к ребенку в семье. Но если разные позиции родителей могут дестабилизировать малыша, то ситуация, когда на одно и то же действие он получает разную реакцию со стороны одного родителя, действует на него просто разрушительно.

Невроз

Хаотические послания

Ребенок никогда не знает, что за реакция последует в следующий момент. Не может вызвать одобрение родителей посредством своих действий. Он вынужден жить в состоянии перманентной тревоги и это травмирует его психику. Дело может дойти даже до невротического расстройства.

Подавление инициативы

Для проявления инициативы, выражения своего мнения ребенку требуется уверенность в принятии со стороны родителей. Но хаотический родитель не может дать ее. Высока вероятность, что и выросший ребенок будет избегать проявлять инициативу.

Хаотические послания

Чрезмерный контроль

Нестабильность, пережитая в детстве, может включить стремление контролировать максимум происходящего в своей жизни. С возрастом ребенок может выступать деспотом в своей семье, требующим от близких отчета в каждой мелочи. Контролирующие люди склонны нести на себе максимум нагрузки в делах, не соглашаясь передоверить ее часть никому. Из-за этого они постоянно перегружены работой и ответственностью.

Независимо от пола, этот типаж имеет склонность выбирать для отношений беспомощных или легкомысленных партнеров – тех, кого легко контролировать, и кто сам нуждается в контролирующей заботе.

Хаотические послания

Как избежать ошибки

  • Следует предъявлять ребенку четкие ориентиры «плохо – хорошо», однозначно оценивать объекты и ситуации, с которыми он сталкивается.
  • Родителю необходимо быть последовательным в своих решениях и реакциях – даже отсутствие ожидаемого наказания вызывает тревогу.
  • Наказание должно иметь строго выдержанную меру для каждого проступка и не зависеть от настроения взрослых.
  • Обещания следует исполнять.
Хаотические послания

Особенности воспитания девочки

В 9-10 лет у девочек начинается период активной работы эндокринной системы, активизируется формирование женского типа фигуры (округление ягодиц, увеличение груди). В 11 лет уже вырабатывается эстроген, отвечающий за половое созревание, появление первичных и вторичных половых признаков. Если мама стесняется рассказать девочке о месячных и деторождении, она может предложить дочери тематическую литературу для детей 10-13 лет (рекомендуем прочитать: как маме рассказать девочке о месячных по советам Комаровского?).

Воспитание девочки-подростка обязано быть гармоничным – развитие интеллекта должно идти параллельно занятиям танцами, гимнастикой, любимым спортом. Ни в коме случае маме нельзя делиться с дочерью интимными подробностями своей жизни, поскольку они могут негативно отразиться на девичьей психике. «Дружба» должна иметь разумные грани.

Двойные стандарты в воспитании

Когда вы требуете от ребенка соблюдения каких-то принципов, вы должны придерживаться их сами. Если на примере родителей малыш поймет, что правила можно обойти, он не станет считать их важными, неукоснительными. Следует на собственном примере показывать все то, чего вы требуете от ребенка. Приучите его уважать людей, ценить природу. Не бросайте мусор мимо урны, и ваш малыш тоже будет следить за чистотой. Проявите уважение к страдающим, нуждающимся; не ведите себя агрессивно даже в стрессовой ситуации, если ребенок с вами рядом и наблюдает за вашим поведением.

Эти простые советы помогут воспитать психически здорового, готового к взрослой жизни человека. Соблюдать их совсем не сложно, важно только понять их ценность и вспомнить свое детство: какими вы хотели видеть своих родителей, чего вам не хватило. Воспитывайте своих детей в любви и уважении, прививайте им сострадание и доброту.

Гаджеты

По мнению доктора Комаровского Е.О.  «Одних гаджеты учат, других тупят, третьих изолируют от реального мира».    Да, гаджеты сегодня — это   неотъемлемая   часть   нашей   жизни   со    своими  плюсами   и минусами. Злоупотребление ими действительно может навредить  физическому  и психологическому здоровью ребенка. Но правильное и ограниченное  по времени их использование может быть очень полезным.

Сегодня выпущена масса программ и приложений, которые помогут развить не только память, внимание, логику, скорость реакции ребенка, но  и множество других необходимых навыков. Дети, благодаря гаджетам, имеют доступ к большому количеству нужной и полезной информации, получают навык ее поиска и фильтрации;  могут общаться с друзьями из других городов и стран,  совместно с ними работать над проектами…

При этом доказано, что у детей при регулярном общении с гаджетами  не развивается мелкая моторика, они значительно отстают в речевом развитии,  имеют проблемы с концентрацией внимания, не умеют фантазировать, самостоятельно развлекаться… Самая частая  эмоция,  когда у ребенка пытаются забрать планшет или телефон— это раздражение и злость. Плюс ко всему, ребенок может терять связь с семьей, поскольку, как правило,  в таких семьях очень ограничено время,  проводимое  вместе.

Манипуляции долгом и чувством вины

Самые распространенные ошибки в воспитании детей — это манипуляции. Особенно часто встречается среди мам. Если нет возможности донести до своего ребенка простые модели поведения, то в ход идут самые различные манипуляционные техники, которые в дальнейшем откликнутся для человека комплексом неполноценности.

Малыша начинают критиковать, пытаясь надавить на детскую совесть: «Как же можно так поступать с мамой», «Тебе совсем не стыдно» и т. д. Ребенку уже с малых лет навязывают негативную психологическую программу, что если не делаешь как нравится другим, значит виноват. По жизни человек озирается на чужое мнение, вешает на себя кучу удобных для других людей долгов. Множество ограничивающих убеждений доводят уровень тревожности до такой отметки, что у человека начинают возникать психосоматические заболевания.

Никогда нельзя говорить своим детям, что для тебя делаю то-то, значит ты обязан. Это не так. Все что родители делают для ребенка — это, в первую очередь, они делают для себя, успокаивая свою совесть. Не стоит ожидать от малыша расплаты, а уж тем более требовать желательного поведения, основываясь на манипуляциях.

Чтобы вырастить здоровую личность, нужно указывать ребенку на ошибки мягко, объяснять, что своим поведением он расстроил и огорчил, а не говорить ему о вине и долге. Маленький человек способен понять, что поступил нехорошо. Он может скорректировать свое поведение и без дополнительных манипуляций.

При этом нужно ему сказать все четко, не сюсюкая, серьезным тоном. Тем самым малыш будет развиваться и взрослеть. Ведь спускать с рук негативное поведение также нельзя. Разговаривая с ребенком как с взрослым, можно дать ему намного больше в плане воспитания и становления личности, нежели делая из него неполноценного, зависимого от чужих манипуляций человека.