Кто такой аутист? Дети-аутисты: признаки

Людям с аутизмом, как правило, сложнее дается опыт личного общения. Все потому, что их восприятие мира значительно отличается от того, как видит мир обычный -«нейротипичный» — человек. О чем нужно помнить, общаясь с аутистом? Вот десять важных моментов, которые помогут вам лучше понять человека с аутизмом.

Способы работы с детьми-аутистами

Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и учителей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.

Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Скачать карточки Методы работы с детьми-аутистами

Подведение итогов семинара

Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.

Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).

Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.

По завершении обсуждения каждая группа озвучивает результаты своей работы.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами

  • Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть.
  • Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Не трогайте ребенка.
  • Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Читайте также:  Нарушения психического развития в детском возрасте

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,
  • игры с правилами,
  • пускать мыльные пузыри,
  • игры с водой,
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
  • избегать переутомления;
  • четко организовывать пространство;
  • использовать подписанные системы хранения;
  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
  • обращаться к ребенку по имени;
  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

В конце семинара психолог еще раз озвучивает основные рекомендации, которые педагоги сочли реалистичными, и благодарит педагогов за участие в нем.

Детские аутизм – особенности поведения и методы работы с аутичными детьми. Семинар для педагогов.

Памятка для педагогов «Признаки аутистических расстройств у детей»Методы работы с детьми-аутистами

Презентация «Портрет аутиста»

Предпросмотр презентаций:

Loading… Taking too long? Reload document | Open in new tabСкачать презентацию  «Портрет аутиста»

Особенности развития речи у ребенка-аутиста

Речь аутиста также развивается по особенному сценарию. Так, обычно эти дети начинают говорить только после 2-х лет. Причем у них отсутствует период речевого подражания, когда малыш пытается повторять звуки, услышанные от родителей. Он сразу начинает говорить словами или даже фразами, чем, конечно же, приводит в восторг своих близких.

Но у такой речи есть особенность – эхолалия. То есть ребенок, часто без понимания смысла, просто точно повторяет услышанное, иногда даже с той же интонацией. В качестве подтверждения этому выступают особенности употребления ребенком личных местоимений. Он может говорить о себе: «ты», «он», а о своем собеседнике: «я», так как именно таким образом были построены фразы, которые он воспроизводит.

К тому же речевые навыки могут легко исчезнуть, так как ребенок-аутист не видит взаимосвязи между произнесением слов и исполнением каких-либо своих потребностей, а значит, не видит смысла в самом процессе говорения.

Психосоматика заболевания

Аутизм еще не изучен до конца. Исследователи продолжают искать лекарство, новые методы коррекции поведения и объяснение развития болезни. Аутизму и в психологии можно найти разное объяснение. Давайте рассмотрим теории популярных психосоматистов подробнее.

По Лиз Бурбо

По Лиз Бурбо физическая блокировка при аутизме выражается следующими симптомами:

  • оторванность от реальности;
  • замкнутость;
  • молчаливость;
  • уход в себя;
  • избегание взгляда глаза в глаза;
  • исключение из речи местоимения Я;
  • потеря аппетита.

Эмоциональная блокировка, или психосоматические причины, кроются в том, что до 8 месяцев жизни между ребенком и матерью произошел какой-то конфликт. Из-за чего дитя отвергает этот мир.

Читайте также:  Нужно ли помогать ленивой сестре и матери, ущемляя себя и мужа

А также Лиз Бурбо считает, что аутизм может быть кармическим ответом на старую жизнь. Возможно, ребенок не принимает свое новое воплощение. В таком случае исцеление зависит только от него. Он должен сделать выбор: замкнуться в себе или принять и прожить новый опыт.

Что делать родителям:

  • принимать и безусловно любить;
  • поддерживать право выбора малыша;
  • делиться своими переживаниями, связанными с диагнозом (но только так, чтобы у чада не возникло чувство вины);
  • общаться с ребенком.

Родители должны подумать, какой урок болезнь преподносит им. А чтобы понять смысл урока, нужно определить, что в рамках болезни вызывает большую трудность.

По Синельникову

Валерий Синельников видит причину детского аутизма в конфликтах между родителями. Даже если дитя не видит ссор, он их чувствует. Как и то, хотели ли родители заводить ребенка. На энергетическом уровне малыш все знает о своих родителях: их мысли, чувства, желания. Только выразить словами он ничего не может, потому реагирует телесно, на уровне здоровья. А еще дети отвечают за грехи родителей.

Оказывает влияние и состояние матери на период беременности. Негативные предпосылки:

  • мысли о несвоевременной беременности;
  • страх перед родами, будущими изменениями фигуры и отношений с мужем;
  • ревность;
  • ссоры с мужем и (или) родителями;
  • обида.

Все это закладывает программу на самоуничтожение. Ребенок рождается или уже больным или с очень слабым иммунитетом, что потом приводит к постоянным болезням.

Для коррекции аутизма мама и папа должны пересмотреть свое поведение, изменить свои мысли. Болезнь – сигнал о том, что в семье отсутствует гармония.

По Жикаренцеву

Владимир Жикаренцев видит причину в поведении взрослых. Они не принимают своего ребенка, возможно, он родился не того пола или не с тем цветом глаз, не в то время, когда хотели они. Вторая причина – родители сами ведут себя как дети: кричат, спорят, упрямствуют. Они зациклены на ложных законах и социальных идеях.

Аффирмация на исцеление: «Этот ребенок под Божественной защитой и окружен любовью. Мы провозглашаем ментальный иммунитет (невосприимчивость)».

По Луизе Хей

Луиза Хей считает, что в детском аутизме виноват инфантилизм взрослых. А также их представления об идеальном сыне или дочери и идеальной семье, требования и ожидания.

Аффирмация на исцеление: «У этого ребенка Божественная защита, он окружен любовью. Мы требуем неприкосновенности его психики».

Масштабы трагедии

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11–17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше – 20%. Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Представленная таблица отображает статистику аутизма в мире. Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих психическим расстройством людей с 1995 по 2017 год:

Год Количество аутистов по всему миру
1995 1 из 5000
2000 1 из 2000
2005 1 из 300
2008 1 из 150
2010 1 из 110
2012 1 из 88
2014 1 из 68
2017 1 из 50

Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад.

Читайте также:  3 способа не попасть под сокращение из-за второй волны ковида

По прогнозам ученых в 2020 году расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй.

Истории реальных людей

Следующие истории призваны помочь понять мир аутиста.

У меня всегда были другие интересы, чем у моих сверстников, я сторонился коллектива. Мне не нравилась популярная музыка; она оказывала на меня негативное эмоциональное влияние. Я хочу держать эмоции при себе, ненавижу, когда что-то прерывает мою деятельность. Дети всегда стремятся найти объект издевательств, меня провоцировали. Я часто не сдерживался. Сегодня я знаю, что безопаснее контролировать свои чувства.

Марк, 14 лет

Я воспринимаю людей по тону голоса, но ничего не могу прочитать с их лиц (и не пытаюсь), не смотрю им в глаза. Но в будущем хочу иметь жену, детей. Я могу многое сделать, но мне нужно точно знать, что и когда. Я не могу организовать все сам, мне требуется наставление. Но проблема в том, что я не могу налаживать контакты….

Петр, 15 лет

А как живут и чувствуют себя сами люди с РАС? Чем их жизнь отличается от жизни здоровых людей?

Для меня проблематичны некоторые социальные ситуации. Я даже посещала курсы, обучающие, как вести себя с людьми, понять их. Я борюсь между нормой и ненормальностью, поэтому решила, что не буду меняться. Я такая, какая есть. Я никогда не лгу. И я счастлива.

Анна, 16 лет

Я планирую, распределяю повседневную деятельность потому, что иначе оказалась бы в водовороте хаоса. Когда в ВУЗе говорят (я учусь на педагогическом факультете), что надо закончить работу к концу месяца, я нахожусь в замешательстве. Я не знаю, нужно делать все сегодня, завтра, в конце месяца. Время – это очень абстрактное понятие для меня, оно создает путаницу.

Елена, 18 лет