Как вырастить успешного человека из ребенка

Способность к самоорганизации – важное качество личности, которое существенно помогает в обучении и работе. Умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания облегчает жизнь самим ученикам, увеличивает эффективность их работы, а также позволяет родителям меньше беспокоиться за своих чад. Сегодня мы поговорим о том, что именно подразумевается под способностью к самоорганизации и как можно развить это бесценное умение.

От чего зависит возможность реализовать себя?

В первую очередь, ребенок должен быть самостоятельным. Тогда он будет осознавать: я – личность, я хочу, я могу, я делаю, я самостоятельно могу добиться поставленных целей. Из самостоятельности вырастает уверенность в себе: когда ребенок понимает, что может добиться чего-то без посторонней помощи, он начинает ценить и уважать себя.

Самостоятельность и уверенность в себе необходимо прививать с самых ранних лет. К сожалению, многие родители ведут себя неправильно. Они слишком многое делают за ребенка, тем самым лишая его шанса научиться самостоятельности, а также слишком часто упрекают в неспособности сделать ту или иную вещь, тем самым развивая неуверенность и комплекс неполноценности.

Вы только подумайте: если постоянно говорить ребенку, что он неудачник, что он ничего не умеет и ничего не добьется, каковы шансы, что ребенок вырастет уверенной в себе личностью? Эти шансы очень малы. Некоторые, конечно, объявят родителям бойкот и забастовку, станут успешными ВОПРЕКИ, другие смогут выгрести из ямы с помощью близких людей, ценой невероятных усилий и потратив на это годы, но большинство детей так и вырастет в неудачников, которые не добьются в этой жизни ничего.

Что это такое самостоятельность ребенка

Под термином самостоятельность родители не всегда понимают истинное определение. Без помощи посторонних принимать пищу, одеваться или проводить другие действия, которые соответствуют нормальному развитию человека, еще не относится к этому понятию. Точнее назвать самостоятельностью можно свойство личности, характеризующее следующими способностями ребенка:

  • Принятие решения без участия взрослых.
  • Адекватная оценка ситуации, действий, последствий.
  • Проявление инициативы, понимание ее границ, актуальности именно для имеющейся ситуации.
  • Умение сопоставлять цели и полученный результат.

С психологической точки зрения, самостоятельность выражается в разносторонних признаках личности, проявление которых меняется в зависимости от взросления ребенка. Кроме возрастных особенностей, на уровень самостоятельности влияет воспитание. Насколько правильно и своевременно родителями было развито это свойство у ребенка, зависит дальнейшее его восприятие жизненных ситуаций, поведенческие особенности.

Развитие уверенности у девочек

Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является необходимость воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.

  • Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  • Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  • С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
  • Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У каждого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны помочь родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих силах, так как укрепляются черты характера;
  • В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего возраста необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче справиться со сложившейся ситуацией.
Читайте также:  Как работают привычки богатых и успешных людей: примерьте на себя

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Катя, 5 лет. На все требования мамы убрать комнату, девочка всегда отвечала согласием, но порядка не наводила. Уборку она саботировала тихо, без особых возмущений, говорила: «Я сейчас…», но на этом всё и заканчивалось.

Никакие угрозы и наказания (шлепки, запрет на просмотр мультфильмов) не помогали. Иногда Катя после очередного выговора мамы принималась за уборку, но тут же на что-то отвлекалась и откладывала ликвидацию беспорядка «на потом».

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Мама же, накричавшись, успокаивалась, и так же откладывала контроль за исполнением своего требования «на потом». И всё, наверное, так бы и продолжалось, но тут приехала погостить бабушка, жившая в другом городе.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки
Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Бабушка никогда не повышала голоса, не наказывала физически, но предъявляла обоснованные требования и контролировала их выполнение. В результате в комнате девочки установился порядок. Бабушка не придумала ничего особенного для того чтобы приучить ребенка к ответственности.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Воспитывая внучку, она воспользовалась знаниями, полученными когда-то на работе. Повесив на стене план-график выполнения «работ по уборке помещения», она чётко (по минутам) проверяла ход его выполнения, отмечая зелёным маркером достижения, а красным — отклонения от графика.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Недели через две Катя настолько привыкла к этому, что уже сама контролировала себя и порядок в своей комнате. Но не всем же так повезло, не к каждому из нас приезжает погостить бывший начальник производства швейной фабрики.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Чаще всего с проблемами воспитания нам приходится определяться самим, поэтому давайте обозначим некоторые основные правила.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Методы формирования самостоятельности

Детей младшего дошкольного возраста необходимо научить самостоятельно одеваться, завязывать шнурки на обуви, застилать постель, убирать игрушки. Для них это посильная работа, которая поможет с гордостью сказать: «Я сам!» и обойтись без капризов и истерик.

Воспитывая в ребенке самостоятельность, относитесь к нему как к взрослому. Спрашивайте, где уместно, его мнение, договоритесь о его домашних обязанностях (собирать игрушки, поливать цветы, складывать свою одежду, кормить хомячка).

Объясните, для чего и почему именно ему нужно это выполнять. Расскажите, что у всех в семье есть свои обязанности. Поначалу напоминайте ребенку о том, что пора сделать, если он сам забыл.

Для развития детской самостоятельности по возможности предоставляйте ребенку выбор.

Малыш в раннем детстве уже сам может выбрать из предложенного вариант по своему желанию (зеленую майку надеть или голубую, играть в прятки или догонялки, съесть на завтрак кашу или молочный суп), и это имеет особое значение в старшем возрасте (сейчас сходишь в магазин или по окончании телепередачи, помоешь посуду или пропылесосишь в комнате).

Читайте также:  Как избавиться от ревности — советы психолога

Предоставление выбора ребенку способствует доверительному общению и взаимопониманию, у него появляется ощущение, что его мнение имеет значение, с ним считаются и уважают наравне с взрослыми.

В том случае, когда вы не можете предложить ребенку выбор, спокойно предлагайте ему то, что имеется. Если ребенок не согласен и требует что-то другое, то можно сказать ему, что в следующий раз он сможет выбрать сам, а сейчас только так.

Еще одной причиной капризов у детей является неразвитая речь. Ребенок страдает от того, что его никто не понимает, даже когда он говорит что-то очень важное.

Часто в таких случаях необходима помощь логопеда. Родителям следует проявлять терпение и спокойствие, доброжелательно переспрашивать ребенка, задавать ему наводящие вопросы, чтобы понять, о чем речь.

Постепенно ребенок на такие ситуации перестает реагировать истерикой и, чувствуя, что взрослые его поддерживают, пытаются понять, говорит уже спокойно, ищет новые слова и способы объяснить. В этом случае преодоление капризного поведения помогает ребенку почувствовать себя увереннее и способствует развитию речи и самостоятельности.

Детям более старшего возраста помогают в развитии самостоятельности и уменьшении склонности к капризам и конфликтам занятия по интересам.

Выясните, что привлекает вашего ребенка (танцы, рисование, занятия спортом) и отведите его в спортивный клуб или дом культуры. Там он научится общению со сверстниками, увлечется делом, получит новые знания.

Это поможет ему выявить и развивать свои способности, развиваться гармонично в целом, меньше докучать родителям капризами и шалостями. Чтобы развить в ребенке самостоятельность как можно быстрее, полезно посещать спортивные секции, это многих детей делает более организованными и дисциплинированными.

Содержание

  • 1 Зачем развивать у детей самостоятельность
  • 2 Методы формирования самостоятельности

Почему так важно развитие самостоятельности

Главная задача нас как взрослых – научить детей самостоятельности = научить обходиться без нас. Привить способность смело идти к реализации целей, готовность нести ответственность за свои решения и поступки. Самостоятельный человек независим от внешних обстоятельств и чужих мнений. Он не боится нести ответственность за собственный выбор и успешно социализируется в любом коллективе.

А как развивать самостоятельность в процессе воспитания детей дошкольного и школьного возраста? Чем раньше вы начнете этим заниматься, тем больше «спасибо» успеете себе сказать. Вот несколько простых правил:

  1. Давайте ребенку возможность столкнуться с последствиями его действия или бездействия. Естественно все должно быть под вашим контролем.
  2. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  3. «Мама, а можно я сам?». Не бойтесь довериться вашему малышу, поощряйте желание помочь или сделать что-либо самостоятельно, но, опять же, без фанатизма и только под чутким наблюдением. Даже если вам придется все потом переделать заново, возможность ребенку проявить себя самостоятельным в каком то процессе подобна инвестициям средств под огромный процент – результат через некоторое время вас непременно приятно удивит!
  4. Читайте книги. Литература оказывает на малышей огромное благотворное влияние
Читайте также:  Как создать счастливую семейную жизнь

Исключение двойных стандартов в нравственном воспитании

Дети испытывают полное доверие к нравственным эталонам, задаваемым взрослыми. Если бабушка дарит игрушку внуку, приговаривая «не давай мальчишкам, а то сломают», то дошкольник будет следовать бабушкиному наказу.

Только представьте, какое противоречие при этом наваливается на юную личность. С одной стороны, ребенок считает, что должен следовать бабушкиной «заботе». А с другой стороны, из-за этого сверстники называют его жадиной и не хотят с ним дружить. К тому же родители и та же бабушка несколько дней назад твердили, что жадничать нехорошо…

Не секрет, что некоторые семьи проповедуют двойные стандарты. В семейном кругу призывают своих детей быть добрыми, щедрыми, уступчивыми. Но, отпуская дошкольника поиграть со сверстниками, наставляют совершенно иначе: с тем не дружи, игрушки не раздавай, настаивай на своем…

Подобный двойственный подход мешает ребенку усвоить нравственные нормы, и следовательно, воспитать в себе соответствующие нравственные качества. Дошкольник теряется, что же все-таки важнее – быть приветливым и дружелюбным со всеми или дружить избирательно; проявлять щедрость или жадность?..

Еще более значимым примером для ребенка являются поступки и поведение значимых взрослых. От родителей дошкольник перенимает стиль отношения к другим людям, к природе, к животным. На основе реальных поступков ребенок сформирует свои представления о «хорошем» и «плохом». Нравственный или безнравственный смысл родительских поступков перекроет все нравоучения, адресованные ребенку. Как бы ни отрицали отец и мать, морально-этические ориентиры их детей – это калька семейных ценностей.

Регистрация Аккаунта

Ряд функций Портала доступен Пользователю только после Регистрации.

Для Регистрации Пользователь предоставляет информацию, предусмотренную формой регистрации. Если у Администрации есть основания полагать, что предоставленная Пользователем информация не является достоверной и актуальной, Администрация вправе по своему усмотрению заблокировать Пользователя.

После заполнения формы Регистрации Пользователю надо подтвердить Регистрацию путем ее активации согласно инструкции, направленной Администрацией на адрес электронной почты, указанный Пользователем при Регистрации.

Администрация вправе по своему усмотрению установить требования к логину и паролю (количество знаков, допустимые символы и т. д.).

В результате Регистрации создается Аккаунт пользователя.

Пользователь несет ответственность за безопасность (устойчивость к атакам подбора) выбранных им Аутентификационных данных, и их конфиденциальность.

Пользователь несет ответственность за все действия, совершенные с использованием Аутентификационных данных Пользователя. Все действия, выполненные после Авторизации с использованием Аутентификационных данных Пользователя, считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь в порядке, предусмотренном Соглашением, предварительно уведомил Администрацию о возможности несанкционированного доступа и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих Аутентификационных данных.

Пользователь несет ответственность за возможную потерю или искажение данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-занарушения Пользователем положений Соглашения.

Также Пользователь может получить доступ к дополнительным функциям Сервиса, используя для Авторизации свой аккаунт в Facebook, Одноклассники, Google, ВКонтакте (Аккаунт Третьего лица). Функциональность, доступная посредством Аккаунта Третьего лица, может быть ограничена по сравнению с функциональностью Аккаунта пользователя.

При регистрации аккаунта Пользователь также подписывается на информационную и системную рассылки. От указанных рассылок возможно отказаться после регистрации путем внесения соответствующих изменений в Личном кабинете в разделе Управление профилем.