Как воспитывать упрямого ребенка без шантажа и боевых действий

В этой статье мы разберём, какой должна быть психология отношений отца и сына, чтобы эти отношения положительно сказывались на их жизни и жизни окружающих людей. Это очень важный вопрос, который способен значительно влиять на судьбу обоих.

Почему он так себя ведет?

Объяснение такого поведения может быть следующим: малыш просто позволяет себе с мамой не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже умеет себя контролировать и даже делает это систематически. Это одна причина.

Вторая причина в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это присуще малышу до 6 лет (потом начинают вызревать другие механизмы реакций, и такое поведение отходит на задний план).

Почему он так себя ведет?

«Тревожная мать — это уже мем». Психолог Алина Рябый — о нереальных требованиях к родителям Подробнее

Способность копировать другого, подстраиваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка-дошкольника: 80% обучения для него — это имитация. Он копирует мамину походку, поведение за столом, манеру разговаривать. Иногда от такого подражания случаются большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок, например, решил приготовить пирог, «как мама», и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, когда он изображает отца, работающего за компьютером. Обычно это выглядит очень забавно.

Когда ребенок плохо себя ведет при появлении мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо — это наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства. Малыш мимикрирует, не осознавая этого, на уровне ощущений. Примерно так же, как растение поворачивается к свету, как кошка приходит «лечить» больное место хозяина.

Например, ребенок весь день провел с бабушкой, у них все было слаженно и гармонично. Он за это время подстроился под бабушкин тип реакций и скорость речи, ее требования. Стал «фиолетовым в горошек». И тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый в горошек», а ему надо снова стать «красненьким в крапинку», причем быстро.

Почему он так себя ведет?

У ребенка на какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности — провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это поведенческий сбой.

КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ

Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.

Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.

О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.

Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.

За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка

  • За случайные проступки — например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком — в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно.

  • За несдержанность, присущую возрасту — маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье.

  • За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста — как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания — одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?

Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.

В каких ситуациях можно применять наказания

Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:

  • Ваше наказание — это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;

  • Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;

  • Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации — все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.

Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.

Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.

Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.

Читайте также:  Понос/диарея. Психосоматика и устранение причин заболеваний

При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.

Как общаться с детьми чтобы они чувствовали себя защищенными?

Общение родителей с детьми в семье часто представляет собой определенного рода психологическое насилие. Вы не согласны? Тогда  вам  не знакомы выражения подобные этим:

«Если ты немедленно не прекратишь плакать, я тебя накажу».

«Если ты не будешь учиться из тебя ничего не получиться».

Или: «Ты никогда ничего не понимаешь»

И еще: «Как можно быть таким тупым?»

Но нельзя так говорить с ребенком. Так как подобные высказывания вызывают в ребенке бурю негативных чувств. Например, чувство страха, вины или стыда. А как мы уже выяснили, в первую очередь на  основе родительских фраз дети и строят представление о себе.

А угрозы, которые мы используем, с целью сохранить контроль над детьми,  а по сути их запугивая. Даже мы взрослые, когда нам угрожают ощущаем либо страх, либо гнев. Дети же получают психологические травмы от такого общения с нами. И о доверительных отношениях родителей и детей не может быть и речи.

Чтобы построить доверительные отношения в семье откажитесь от частого использования угроз и запугивания ваших детей. Таково второе правило как строить позитивное общение с детьми.

Ясные высказывания и положительные намерения

Как правило, мы взрослые не отдаем себе отчет в том, что дети не в состоянии анализировать сказанное им.

В действительности, второе выражение наш ребенок воспринимает как «не из тебя ничего не получится, а у тебя ничего не получиться». Ребенок думает, что он ленивый и ни на что не способен».

Вот как бы следовало сказать о последствиях плохой учебы по-другому: «Да, я понимаю, что учеба не всегда приносит удовольствие. Сегодня тебе трудно понять, как учеба в школе может повлиять на твою жизнь в будущем. И дело здесь не столько в хороших оценках, а в знаниях. Эти знания тебе могут очень понадобиться, когда ты станешь взрослым. Мы с мамой очень волнуемся, чтобы у тебя все было хорошо. И готовы тебе помочь. Обращайся если тебе нужна наша помощь».

Такие слова сын или дочь воспринимают: «О мне заботятся и мне доверяют принять решение».

Следовательно, в общении с вашим чадом важно подбирать правильные выражения смысл которых был бы легко понятен ребенку. Кроме того, слова должны отражать наши настоящие намерения. Также следует учитывать и чувства, которые мы испытываем в процессе общения с детьми. Этот «подтекст» ребенок особенно тонко чувствует.

Итак, третье правило, как разговаривать с детьми —  старайтесь выражаться максимально ясно и в доброжелательной манере. С этой целью, откажитесь от кратких высказываний, к которым вы обычно привыкли. Формулируйте свои мысли чередой простых и коротких предложений понятных ребенку.

Научиться обходиться без убивающих обобщений

Следующее высказывание про понимание со словами «никогда» и «ничего» (см. начало раздела) также неприемлимо. Даже такие неоскорбительные слова дети воспринимают очень разрушительно. Они думают: «Если мама или папа так считают, то я и впрямь со мной что-то не в порядке».

Вместо осуждающего вердикта «ты никогда ничего не понимаешь», лучше спросить: «Что тебе непонятно?» Или: «Если хочешь, я покажу тебе где ты допустил ошибку» Таким образом малыш получает сообщение что он достаточно смышлен и ему нужно только чуть-чуть помочь. Вот как работает позитивное общение с детьми!

Отсюда четвертое правило, как общаться с ребенком: откажитесь от употребления обобщающих слов типа «никогда, всегда, ничего». Они даже на взрослых действуют очень негативно, убивая желание исправляться, и вызывая ощущение неполноценности.

Уважение к ребенку на практике

Ну, а высказывание про тупость – это уже прямое оскорбление чувства собственного достоинства нашего ребенка. Его чадо воспринимает как признание родителями того факта, что он действительно глуп и у него нет умственных способностей. За такие слова о нашем ребенке мы вызвали бы других взрослых «на дуэль». Тем не менее, сами себе это частенько позволяем.

Итак,  откажитесь от использования в общении с детьми любых обидных и оскорбительных выражений. На первых порах просто постарайтесь их не употреблять. Говорите, проявляя уважение к детям, которого они достойны как личности. Таково пятое правило как позитивно разговаривать с ребенком .

Запомните, если сын или дочь получал родительское уважение, то и он будет проявлять уважительное отношение к другим людям когда вырастет. Уважение к старшим по возрасту, опыту и званию, уважение к своему государству. И конечно же  — к своим престарелым родителям.

Нам взрослым, выбирая способы общения с ребенком, следует помнить о необходимости снисходить на его уровень. Мы же часто ожидаем намного больше, чем дети способны выполнить.

Иллюзия выбора

Создавайте своему упрямцу иллюзию выбора.

«Ты можешь не переодеваться на прогулку, но ты должен оставаться здесь в коридоре со своими вещами для улицы».

Иллюзия выбора

«Я не могу заставить тебя заниматься, но ты должен остаться здесь за столом с учебниками».

Ребенку надо давать больше, чем просто прямой приказ, ему надо предоставлять варианты. Такой интеллектуальный способ при взаимодействии с упорным ребенком будет давать ему, например, два варианта, которые ведут к одной цели.

Вместо того чтобы говорить ребенку, что он должен надеть куртку, потому что на улице холодно, вы можете спросить его, хочет ли он надеть куртку с капюшоном или без капюшона.

Иллюзия выбора

Изменяйте привычное. Если непослушание проявляется дома, попробуйте изменить местоположение — воспроизведите ситуацию в парке, на улице. Важно, чтобы при этом ребенка видели другие люди. Надо всегда менять стратегию, если вы понимаете, что не получается ребенка убедить, договориться с ним.

Если ребенок упорствует, не желает договариваться, провоцируйте его на разговор и слушайте его. Когда упрямец делится своими переживаниями, он постепенно начинает проявлять свое чувство беспомощности и показывать, что ему на самом деле трудно. Ведь ваш упрямый ребенок еще совсем ребенок. А когда ребенок испытывает сильные негативные чувства (гнев, беспомощность, страх, разочарование), он не знает, как справиться с этими чувствами, ему нужно помогать и обучать его адекватному выражению своих разнообразных эмоций.

Иллюзия выбора

Правила воспитания упрямого ребенка

Если ваш малыш постоянно упрямится, скандалит и не хочет слушаться, то к процессу его воспитания следует подойти с особым вниманием, а именно так, чтобы не нарушить психоэмоциональное состояние ребенка. Родители должны найти «тонкую грань», которая позволит им грамотно и педагогично общаться со своим чадом. Далее мы рассмотрим несколько основных правил и советов психологов, следуя которым, вы сможете наладить общение.

Запреты

Старайтесь ограничивать количество запрещенных действий, за исключением тех, которые являются потенциальной угрозой для жизни и здоровья ребенка.

Режим

Выработайте четкий режим дня, правила поведения в общественных местах, а также систему поощрения. Если малыш вел себя хорошо, слушался, то наградите его тем, о чем он давно мечтал, например, это может быть какая-то игрушка или вкусняшка.

Читайте также:  Кризис отношений: симптомы, виды и пути преодоления

Конфликт

Сделайте так, чтобы не доводить любой спор до скандала, учитесь находить подход к своему ребенку, слушайте его, постарайтесь принять его точку зрения, например, «Давай так, мы читаем сказку еще 10 минут, но потом ты ложишься спать». Компромиссы — это главное в воспитании.

Похвала

Не забывайте хвалить малыша, ведь таким образом вы вселяете в него уверенность в себе и своих силах. Чем чаще вы будете хвалить ребенка, тем быстрее он «пересмотрит» свое поведение.

Сравнение

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Например, «Петя лучше тебя рисует» или «Смотри, Саша уже все съел, а ты еще копаешься». Это неправильный педагогический метод. Наоборот, делайте малыша сильнее подбадривающими фразами: «Ты сможешь, я в тебя верю», «Как здорово ты придумал».

Право выбора

Предоставляйте ребенку право выбирать из чего-либо. Например, «Ты можешь скушать рис или макароны», «Мы пойдем с тобой гулять в парк или на набережную». Такой воспитательный подход очень важен для формирования собственного мнения, решительности и уверенности в себе.

Нарушение правил

Если были установлены какие-либо определенные правила, то идите до конца, не разрешая их нарушать. Объясните ребенку, почему он должен их выполнять, только делайте это плавно и осторожно, не давите. К примеру, если малыш не хочет убирать за собой игрушки, то поцелуйте его, обнимите, скажите, что вам не справиться в одиночку без помощи. Таким образом, малыш почувствует собственную значимость и начнет помогать.

Штрафные санкции

В некоторых отдельных случаях допускается применение так называемых «штрафных санкций», то есть, когда ребенок провинился или сильно упрямится. Только запомните, что категорически не рекомендуется применять физическую силу или насмехаться. Нужно действовать хитро при помощи предупреждений. К примеру, «Если ты не будешь спать днем, то вечером у тебя будет мало сил для игр, и мы не сможем пойти в парк».

Правильное поведение

Если все же между вами и ребенком возникла конфликтная ситуация, то ведите себя сдержанно, ни в коем случае не кричите. Ведь ребенок учится себя вести и контролировать свои эмоции, глядя на вас. Получается, что, если маме можно кричать, то и я могу это делать. Не упустите этот момент. Личный пример очень важен при воспитании.

«Не бывает плохих учеников, есть только плохие учителя» — это известная пословица, которая должна вам напомнить, что не ваш ребенок какой-то не такой или упрямый, а вы просто не нашли к нему подход или используете некорректные методы воспитания. Будьте внимательны к своим детям, ведь они наше будущее. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Будьте добры и строги в меру.

Как победить упрямство у детей — Доктор Екатерина Егорова Август

Если ребенок «сходит с ума»

Одно родители должны помнить всег­да: малыши капризничают не потому, что они хотят рассердить своих мам и пап или достичь определенную цель. Это выше их сил. Ребенок упрямится, так как высшие силы — и не обяза­тельно родители — перечеркивают его планы. Он в замешательстве и не готов к такой ситуации.

Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое коли­чество адреналина — гормона, вызы­вающего стресс.

И тут они выказы­вают невероятную силу, бросаются на пол, брыкаются ногами, размахивают руками. Но чаще всего кричат, пока у них не перехватит дыхание. А отды­шавшись, продолжают все по новой.

Как вести себя в подобных ситуациях и о многом другом можно узнать на форуме для молодых родителей.

Если приступ упрямства протекает особенно бурно, тогда малыши стучат головой о стену или пол. А некоторые из них даже задерживают дыхание, пока не упадут в обморок. Понятно, что, увидев такое, родителям стано­вится не по себе, они пугаются.

Но все это не так страшно, как может пока­заться. Дыхание восстанавливается вновь, прежде чем станет критичес­ким (в необходимых случаях помогает мокрый компресс на лоб). Во время приступа упрямства дети плохо слы­шат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками.

Они полно­стью не владеют собой.

Обычно приступ упрямства продол­жается несколько минут. В тяжелой форме—до часа. И тогда уже не ребе­нок владеет своими чувствами, «а чув­ства владеют ребенком»,. Приступы очень утомительны для детей. Во время их они расходуют почти все свои си­лы, а после чувствуют себя опусто­шенными.

Предугадать, когда произойдет вспышка упрямства, возможно не всегда, так как родители не могут знать все планы своих детей. Самая лучшая тактика — это предоставить вашему ребенку как можно больше духовной и физической свободы. Так ли уж плохо, если во время субботней прогулки ваш малыш с удовольствием шлепает по луже или занят поиском корешков в земле для цветов?

Родителям следует хорошо поду­мать, удобен ли момент, чтобы утихо­мирить своего ребенка. Могут, ли они вообще в данной ситуации что-либо у него просить или требовать.

Мать, которая в субботний день нагружена покупками, вряд ли имеет шанс разъ­яснить своему сыну, что сейчас невоз­можна прогулка в парк. Возможно, ей удастся его убедить, если она пере­ключит внимание малыша на что-нибудь интересное.

Или скажет: «Попробуй-ка, не сможешь ли ты нести один из свертков. Мне тяжело».

Приступа упрямства у детей иногда можно избежать с самого начала. Они очень не любят, когда их прерывают во время игры. Досадно, когда мать, как нарочно, зовет есть, когда ее малыш занят своей игрушечной лошадкой. Или когда отец говорит своей дочери, что пора идти домой, в тот самый момент, когда песочная крепость почти завершена.

В такой ситуации поможет только одно — медленная подготовка на предстоящее изменение.

Если отец скажет: «Послушай, когда большая стрелка часов поднимется вверх, нам пора идти», тогда дочка сможет настроиться на уход и сделает послед­нюю башню из песка побыстрее.

Или если мать скажет своему сыну за четверть часа до еды, что пора закан­чивать игру, то он, возможно, не ста­нет ей возражать, а постарается уло­житься в срок.

Что необходимо знать

6. В фазе упрямства приступ слу­чается у детей по пять раз в день. У некоторых — до 19 раз!

Если дети по достижении трех лет все еще продолжают часто упрямить­ся, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребенка.

Что могут сделать родители

Выплеснуть энергию

Иногда форму физической агрессии принимает накопившаяся энергия, причем речь не обязательно идет о гиперактивном ребенке (хотя вспоминают, в первую очередь, именно о них). Дошкольник, которому много время приходится уделять умственному развитию, пытается найти способы физической разрядки. Одно из них – желание побороться, потолкаться, попинаться, причем малыш вовсе не хочет причинить вам страдания, это побочный эффект.

Читайте также:  25 февраля: знак зодиака, характеристика родившихся в этот день

Совет: Занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе – прекрасный способ переключить ребенка с агрессии на полезные физические нагрузки. Быстро организуйте соревнование «Кто больше раз присядет (отожмется, наклонится)». Кстати, вам физкультминутка тоже пойдет на пользу!

Конечно, причины детской агрессии могут лежать и совсем в иной плоскости. Главное, что нужно запомнить родителю: изменить поведение малыша можно вниманием к его переживаниям и эмоциям и четко обозначенными границами дозволенного.

о детях от 4 до 7 лет, о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора

Причины упрямства

Понять истоки детского упрямства родителям крайне сложно. Казалось бы, у малышей-дошкольников совершенно беззаботная жизнь — даже уроки учить еще не нужно. Однако психологи уверяют, что упрямство впервые проявляется у детей в возрасте 3 лет, когда они начинают по-новому оценивать себя и свою личность. Именно в этот период малыши знакомятся с новыми эмоциями, контролировать которые еще в полной мере не могут. Результат — слишком яркая реакция на события и слова, проявляющаяся в виде неповиновения, обид, капризов и иногда даже истерик.

Чтобы скорректировать поведение ребенка, необходимо, прежде всего, установить причины детского упрямства. Чаще всего к непослушанию дошкольников приводят следующие факторы:

  • Кризис трех лет . Считается, что в 3−4 года ребенок проходит свой первый возрастной кризис, во время которого наблюдаются заметные изменения в поведении. Одним из ярчайших проявлений и является упрямство.
  • Эмоциональный фон в семье . Упрямство может стать естественной реакцией ребенка на частые конфликты между родителями и другими членами семьи. Таким образом он пытается переключить внимание близких на себя.
  • Особенности воспитания. Слишком мягкое отношение к ребенку нередко приводит к тому, что он чувствует себя центром семейного внимания. На любое «неповиновение» со стороны родителей малыш отвечает упрямством. Аналогичная реакция возможна и в семьях, где практикуют строгие правила воспитания.
  • Индивидуальные особенности дошкольника. Не стоит забывать, что ребенок — это личность, а значит, у него формируется свой характер, свой темперамент. Возможно, упрямство просто является неотъемлемой частью его характера.
Причины упрямства

Справиться с детским упрямством сложнее, чем, например, отучить обзываться . Однако при правильном подходе к решению проблемы родители смогут свести к минимуму проявления непослушания своего малыша.

Демократия и семья

Сейчас нормальными считаются отношения в семье, в которой ребенок – существо не подчиняющееся, а равноправное. Но вряд ли такая схема построения отношений вполне адекватна. Родитель все-таки должен обладать авторитетом в глазах своих детей и справляться с определенными ситуациями одной лишь родительской властью: воспитание детей в семье предусматривает подобные случаи. Бывает, когда малыш капризничает, не желая идти в кровать. Допустимо, наверное, долго читать ему лекцию на тему важности полноценного ночного отдыха – и лечь спать к часу ночи. А можно просто приказать идти в постель, строго и уверенно. Чем ближе и доверительнее отношения с ребенком в принципе, тем больше он будет бояться ослушаться и вызвать неудовольствие обожаемого родителя.

Важно помнить, что долго «дуться» на ребенка не нужно. Благотворного воздействия это не имеет – он только почувствует себя брошенным и ненужным. Не разговаривать неделями с провинившимися детьми – удел людей с глубоко травмированной психикой. Гораздо лучшие результаты дает система поощрений и наказаний, оформленная в игру.

Демократия и семья

К примеру, устанавливается «недельный приз»: поход в аквапарк, в кино, поездка за грибами или еще что-нибудь, значимое для ребенка. Очень важно, чтобы «выигрыш» предусматривал не просто купленную игрушку, а проведенное вместе, всей семьей, время.

Итак, на протяжении недели ребенок должен свой выигрыш заработать: набрать определенное количество баллов (их можно воплотить в специально разработанных фишках, бонусах, наклейках или просто нарисовать график на холодильнике). За хорошее поведение «участник соревнований» получает определенное количество баллов – и, соответственно, за плохое эти баллы снимаются. Важно помнить, что в этой игре важнее всего – справедливость. А еще – гарантированность положительного результата. Даже если нужного количества очков набрать не удалось, но ребенок все-таки старался – он должен получить приз, пусть не столь шикарный, но все-таки не остаться с пустыми руками.

Упрямый ребенок – что делать

Главное для понимания как воспитывать упрямого ребенка – это стремление к поддержанию баланса между сохранением его независимости и силы, при этом пресекании уверенности, что весь мир подчиняется любой его прихоти. Стремление полностью изменить ребенка никак не должно появляться в списке ваших задач, поскольку упрямство – это не его прихоть, а врожденное качество, особенность, имеющая как положительные, так и негативные стороны. В родительскую задачу входит развитие сильных и практичных моментов и нивелирование фрустрирующего воздействия.

Вашей задачей будет строгое соблюдение своих границ, при этом необходимо предоставить ребенку область влияния. Большая часть упрямства вызывается отсутствием выбора, поэтому вы можете его предоставлять, но в ограниченных вами пределах. Т.е. вы не спрашиваете ребенка, куда он хочет пойти, чтобы потом молча выполнять его прихоти или запрещать недоступный вам выбор – все это находится в области насилия. Вы предоставляете ему выбор из того, что вас будет устраивать изначально, т.е. два конкретных места на выбор, посещение которых вы готовы осуществить. Точно так же должно происходить с одеждой, если вы понимаете, что необходимо одеться тепло, то не пускаете процесс выбора на самотек, отдавая ребенка, а предоставляете ему возможность самому решить – идти в теплой куртке с капюшоном или в шапке. Подобный стиль формирует партнерские отношения, где есть четкое главенство ваших границ, но ребенок не выступает безмолвной подчиняющейся игрушкой.

В моменты, когда достигнуть понимания быстро у вас не получается, и ребенок продолжает упрямиться, то вместо давления силой (что вызовет еще большее сопротивление), отложите свою спешку и начинайте слушать ребенка, его доводы и описание эмоционального состояния. Это поможет вам его лучше понять и возможно найти другой выход, ведь бывают моменты, когда и родители неправы, с другой стороны, чем больше ребенок будет описывать свое состояние, тем больше агрессивное упрямство будет сменяться чувством беспомощности и бессилия. Именно упрямство в его самой жесткой форме свидетельствует о том, что как ее изменить ситуацию ребенок просто не знает, ему требуется ваша помощь и поддержка, но попросить ее прямо он не может, поскольку на момент конфликта вы не находитесь на одной стороне. Ваша задача, выслушивая своего ребенка, показать ему, что есть правила, требования, но это не означает, что вы его бросили, он должен понимать, что всегда за него.