Групповая психотерапия: описание направления и методы проведения

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации.

Групповая психотерапия: описание направления

Групповая психотерапия — форма психотерапии, которая предусматривает использование группового метода лечения психологических проблем, другими словами, группа людей встречается в определенном месте и в конкретное время под контролем психотерапевта. Цель, если говорить кратко, заключается в разрешении внутренних и межличностных конфликтов и трудностей, коррекции поведения человека, снятии эмоционального напряжения, осознании подавленных эмоций и избавлении от комплексов. Основателем этого направления является психиатр из Америки Джозеф Пратт. Он первым объединил пациентов, которые страдают туберкулезом в группы для проведения еженедельных дискуссий.

По результатам работ Дж. Пратта, эффективность терапии выросла в несколько раз благодаря взаимной поддержке больных. Они понимали, что не одни с такой проблемой и всегда найдется человек, который может понять и помочь. У пациентов отмечалось снижение депрессивных состояний, эмоциональный фон пришел в норму.

Более активное развитие групповая психотерапия получила во время Второй мировой войны, когда солдаты возвращались домой с психическими заболеваниями. Их было настолько много, что индивидуально работать с каждым было невозможно, потому что количество психотерапевтов было невелико. Именно в этот момент правительства различных стран приняли решение о внедрении групповой психотерапии в качество основного способа лечения подобных расстройств в послевоенный период.

Применяется термин «психокоррекционная группа» — временное объединение людей, которое имеет руководителя и проводит встречи для достижения общих целей (Кьелл Рудестам «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика).

Выделяют 4 вида психокоррекционных групп:

  • терапевтические;
  • группы личностного роста;
  • группы развития межличностных умений и повышения квалификации руководителей;
  • группы решения проблем и организационного развития.

Несмотря на наличие видов, они имеют похожие цели: понимание и совершенствование собственной личности, получение информации, замена негативных установок на позитивные и др. Одной из важных задач психотерапевта считается поддержание групповой сплоченности на высоком уровне, основными показателями которой являются полезность группы (чем больше людей довольны присутствием в этом коллективе, тем выше степень сплоченности) и симпатия друг к другу в ней. Существует 10 главных психотерапевтических принципов, которые применяются в большинстве групп (И. Ялом и Кратохвил):

  • предоставление информации, т. е. терапевт воздействует на пациента при помощи инструкций и рекомендаций (советов);
  • принцип универсализации, который означает, что многие люди, когда только входят в группу, считают, что их проблемы уникальны, но потом убеждаются в том, что и у других людей наблюдаются похожие ситуации;
  • сплоченность;
  • альтруизм — каждый участник группы приходит на помощь другим;
  • развитие навыков коммуникации (общения);
  • внушение надежды — участник группы надеется на выздоровление и наблюдает за избавлением от проблем других людей, что усиливает эффект;
  • множественный перенос — группа похожа на семью, где формируется привязанность;
  • подражательное поведение означает, что в процессе наблюдения за действиями других человек приобретает умение правильно вести себя и общаться;
  • катарсис — участники находят выход для негативных эмоций.
Читайте также:  Как ребенку 5 лет привить любовь к учебе

Эффект групповой психотерапии заключается в том, что у человека наблюдается возникновение и переживание тех чувств и состояний, которые были у него в реальной жизни в прошлом и являлись неразрешимыми или подавленными. На основе этого происходит переработка негативного опыта, которая осуществляется в актуальной эмоциональной ситуации в группе. Если этого не сделать, то пациент не достигнет личностных и внутренних изменений.

Вопросы для обсуждения ролевой игры

Фаза 1. Установление фактов

  • Реакция участников
  • Реакция второстепенных персонажей
  • Реакция наблюдателей
  • Выработка единой точки зрения относительно происходившего

Используйте открытые вопросы. Как? Почему? Что? Настаивайте на описательном, а не оценочном характере комментариев. Говорите о сделанном, а не о том, что могло быть сделано.

Фаза 2. Анализ причин поведения

  • Анализ причины того или иного поведения
  • Сделайте выводы насчет поведения людей
  • Решите, что может быть сделано для улучшения ситуации

Спрашивайте о причинах. Почему? Как? Кто? Вникните в ответы. Почему нет? Что было бы если? Ищите альтернативные теории. Есть ли иная возможность? Подберите другие примеры. Где еще происходило нечто подобное? Оцените выводы насчет альтернатив. В какой больше смысла? Приведите мнения независимых экспертов.

Фаза 3. Планирование действий

  • Сделайте общие выводы и экстраполируйте их обычную деятельность участников тренинга.
  • Составьте план последующих мероприятий

Добейтесь от учеников взятия на себя обязательства в отношении дальнейших действий. Можно записать последние на флип-чартах:

  • Определите сроки выполнения действий
  • Договоритесь о критериях успех

Кому может помочь

Этот метод универсален, существует игротерапия и для взрослых, которые с ее помощью также «проживают» неприятные эмоции или избавляются от стресса. Но если «домашняя игротерапия» может проводиться с любым ребенком, то профессиональная — требует обязательно обращения к специалисту, который, как правило, «работает» с определенными проблемами, так как именно при их наличии игротерапия является максимально эффективной. Так, игровая терапия с тревожными детьми имеет свои особенности, также как и игротерапия с детьми с отставанием в развитии или психотравмой.

Читайте также:  10 книг по психологии, которые стоит прочитать, чтобы стать счастливой

Это могут быть психические и поведенческие расстройства, проявляющиеся:

  • Агрессивностью,
  • Страхами
  • Тревожностью
  • Трудностями в общении со сверстниками и взрослыми
  • Низкой успеваемостью
  • Заиканием
  • Энурезом
  • Другими проблемами.

С такими нарушениями поведения и расстройствами сталкиваются множество детей, которые пережили стресс из-за развода родителей, потери близкого человека, переезда, жестокого обращения, ставшие свидетелями какого-то психотравмирующего события и так далее.

Кому может помочь

Игровая терапия с тревожными детьми помогает не только снизить уровень негативных эмоций, но обнаружить их источник, а это иногда бывает гораздо важнее – в случае семейного насилия, жесткого обращения с детьми в образовательных учреждениях и так далее.

Игротерапия используется как метод коррекции поведения и обучения новым навыкам у детей с особенностями развития и нарушением соцадаптации. Этот метод применяется при всех видах психического расстройства, исключая глубокий аутизм и шизофрению. С помощью игротерапии детям с особенностями развития прививают важнейшие бытовые навыки, учат взаимодействию с другими людьми, а также проявлению своих эмоций. Но терапию таких детей должен проводить только специалист с образованием и навыками работы. Самостоятельно родители и лица, занимающиеся развитием ребенка могут проводить элементы игротерапии в виде обучения бытовым навыкам, но не коррекционную работу.

Сегодня игровая терапия рекомендована к применению с 2-х лет. Игротерапия в детском саду помогает решить проблемы адаптации ребенка, учит детей взаимодействию и навыкам общения. Ее может проводить как детский психолог, так и воспитатель, получивший соответственное образование.

Инструкция Ассистенту

Вы вели занятия в учебной группе, в которой обучался Студент. Лично Вам парень импонирует, и поэтому его поведение на экзамене Вас очень удивило и огорчило. Как Вы ни старались помочь, его ответы никак не давали возможность выставить ему положительную оценку. Пытаясь задним числом объяснить происшедшее, Вы склоняетесь к мысли, что всему виной какие-то события и «амурном фронте», ведь и Вы в студенческие годы чуть не провалили одну из сессий, влюбившись в сокурсницу, и думаете, что нечто подобное происходит со Студентом. Однако никаких фактов, подтверждающих это предположение, у Вас нет.

Семейные сеансы

Семейная психотерапия практически ничем не отличается от вышеописанного метода, за исключением того, что в сеансе принимают участие сразу несколько человек. Как правило, к помощи специалиста прибегают супруги, в чьих отношениях имеется разлад, но они хотят исправить сложившуюся ситуацию. Такая техника подразумевает наблюдение сразу за несколькими пациентами в индивидуальном порядке, а также за их взаимоотношениями. Лечение может осуществляться стационарно, амбулаторно и анонимно.

Семейные сеансы

Также в последнее время в семейной психотерапии распространена работа между группами различных семейных пар. Пациенты могут сполна выговориться во время сеанса, а также взглянуть на проблему в другой семье со стороны. В большинстве случаев это позволяет укрепить отношения с супругом в результате осознания того, что в вашей паре, оказывается, все не так уж и плохо, как у других. Забавно то, что другая пара супругов будет думать о вас то же самое.