Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.

Причины

Причина большинства случаев СДВГ не известна; тем не менее, предполагается причастность окружающей среды. Определенные случаи связаны с ранее перенесенной инфекцией или травмой головного мозга.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Причины

Диагноз СДВГ у ребенка — что это? Понятие уже было раскрыто нами ранее. Но почему возникает такое явление? На что должны обратить внимание родители? Врачи до сих пор точно не могут сказать, почему у ребенка или взрослого человека возникает гиперактивность. Дело в том, что вариантов ее развития может быть очень много. Среди них выделяют следующие:

  1. Осложненная беременность матери. Сюда же относят тяжелые роды. По данным статистики дети, у матерей которых роды прошли по нестандартному варианту, чаще подвержены данному синдрому.
  2. Наличие хронических болезней у ребенка.
  3. Тяжелое эмоциональное потрясение или изменение в жизни человека, в частности, малыша. Не важно, хорошее оно было или плохое.
  4. Наследственность. Именно этот вариант рассматривается чаще всего. Если у родителей наблюдалась гиперактивность, то и у ребенка она не исключена.
  5. Недостаток внимания. Современные родители постоянно заняты. Поэтому дети довольно часто страдают от СДВГ именно из-за того, что так организм реагирует на недостаток родительской заботы.

Не следует путать гиперактивность с избалованностью. Это абсолютно разные понятия. Изучаемый диагноз — не приговор, а вот упущения в воспитании довольно часто не поддаются корректировке.

Распространенность

СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Как распознать СДВГ у ребенка?

Синдром гиперактивности имеет различные проявления, что зависит от возраста и характера самого ребенка.

  1. Неусидчивость – малыш еще даже не научился уверенно ходить без поддержки родителей, как уже появляется потребность постоянно перемещаться по жилой площади.
  2. Отсутствие концентрации внимания – одним детям можно дать погремушку и они часами будут ее рассматривать и крутить в руках, других же она даже не заинтересует.
  3. Нежелание осваивать новые навыки и умения – ребенок не желает учиться, быстро теряет интерес ко всему.

В младшем детском возрасте многие родители списывают явную симптоматику СДВГ именно на возраст, хотя на самом деле ребенку может потребоваться реальная помощь. Далеко не каждая мама знает, что гиперактивность – это не особенность развития, а патология, мешающая полноценно познавать мир и приобретать навыки.

Школьники начального звена также подвержены развитию синдрома гиперактивности, но в этом возрасте его проявления несколько иные:

Как распознать СДВГ у ребенка?
  1. Раздражительность – ребенок склонен проявлять агрессию ко всему, что происходит не так, как ему бы этого хотелось.
  2. Повышенная утомляемость – сложно настроиться на работу, всегда есть какие-либо факторы, отвлекающие от основного занятия. К примеру, среднестатистический ученик третьего класса тратит на выполнение домашнего задания всего 1,5-2 часа. В то время как его одноклассник с СДВГ может затрачивать более 4-5 часов.
  3. Рассеянность внимания – ребенок не способен воспроизвести те события или описать мелкие детали, которые он видел совсем недавно.
  4. Проблемы с памятью – гиперактивность со всеми вытекающими последствиями приводит к тому, что ребенок не способен запомнить даже самых простых вещей.
Читайте также:  Как вырастить успешного человека из ребенка

В подростковом возрасте, когда происходит активное становление гормональной системы, СДВГ может проявляться следующим образом:

  1. Сниженная стрессоустойчивость – при малейшем замечании или желании помочь, подросток воспринимает все в штыки, провоцируя усугубление конфликтной ситуации.
  2. Отсутствие желания учиться.
  3. Неловкость движений, несуразность поведения.
  4. Проблемы в отношениях с противоположным полом.
  5. Нежелание слушать собеседника – в большинстве случаев гиперактивный ребенок не способен выслушать собеседника. Разговор похож скорее на монолог, где все фразы произносятся без определенного смысла, громко и с агрессией.
  6. Проблемы в отношениях с родителями и более старшим поколением – любые замечания и советы воспринимаются как личное оскорбление.

Если ребенок ударился головой, необходимо обратиться к врачу, так как симптомы сотрясения головного мозга у детей далеко не всегда проявляются сразу, но могут привести к осложнениям.

О причинах деменции у пожилых людей читайте далее. Симптомы, виды и лечение.

Точные причины развития синдрома Туретта у детей до сих пор не изучены. Синдром Туретта у детей может проявляться по-разному. По ссылке -turetta/ все об основных симптомах заболевания.

Причины

Основная причина развития дефицита внимания у подростков с признаками гиперактивности – это органические изменения в головном мозге. При этом недуге отмечается отставание в темпах созревания префронтальной коры и базальных ядер головного мозга. Причинами этого могут быть:

  • наследственный фактор;
  • употребление матерью во время беременности алкоголя и психотропных веществ;
  • дефицит витаминов в рационе женщины во время беременности;
  • преждевременные или стремительные роды;
  • родовые травмы и падения ребенка в раннем постнатальном периоде;
  • инфекционные заболевания малыша в период младенчества;
  • слабое развитие познавательного интереса и когнитивных процессов;
  • повышенная личностная тревожность, склонность к истеричным реакциям;
  • психические отклонения и психиатрические диагнозы;
  • депрессивные наклонности личности.

Диагностика СДВГ

Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.

Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.

Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.

Лечение Глиатилином

Глиатилин — это препарат, который относится к классу нейропротекторов. Широко используется в лечении СДВГ и других заболеваний головного мозга органического и функционального характера.

Фармакологическое действие заключается в восстановлении метаболических процессов и нормализации кровотока в тканях головного мозга. Благодаря воздействию Глиатилина улучшается проводимость в тканях коры больших полушарий.

В организме человека Глиатилин распадается на два основных действующих вещества — глицерофосфат и холин.

Лечение Глиатилином
  1. Холин принимает участие в синтезе медиатора нервной передачи — ацетилхолина. Благодаря этому активному веществу существенно увеличивается скорость передачи нервного импульса и обмен информации между тканями и нервными клетками.
  2. В состав клеточной оболочки нейронов входят фосфолипиды. Основным компонентом их является вещество глицерофосфат. Оно значительно повышает резистентность нервных клеток к негативным внешним факторам.

Благодаря воздействию Глиатилина происходит восстановление нарушенных вследствие гипоксии функций головного мозга и повышаются когнитивные способности ребенка, улучшается концентрация внимания и формирование новых навыков.

Читайте также:  3 причины решиться на интим при первой встрече (и 5 – остановиться)

Глиатилин в детской практике

Несмотря на то что в справочниках и инструкциях по применению отсутствуют данные о возможности лечения детей этим препаратом, у отечественных педиатров и неврологов имеется огромный положительный опыт терапии несовершеннолетних пациентов при следующих заболеваниях:

  • Последствия родовых травм и органических заболеваний мозга.
  • Задержка психического и психомоторного развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
  • Признаки раннего детского аутизма различного происхождения.

Детям до 2 лет препарат показан в инъекционной форме. Старшим детям медикамент назначается в виде желатиновых капсул. Обычно курс инъекционных процедур продолжается от 10 до 15 дней. При назначении лекарственного средства внутрь курс лечения должен составлять от 1 до 3 месяцев. Дозировку лечащий врач определяет исходя из возраста и массы тела пациента.

Лечение Глиатилином

Единственным противопоказанием к назначению этого лекарственного вещества является возможная индивидуальная чувствительность к его компонентам. При возникновении неприятных симптомов типа тошноты дозировку препарата можно несколько уменьшить. При появлении сыпи уртикарного характера следует прекратить прием медикамента и обратиться за помощью к специалисту.

На фармацевтическом рынке есть препараты с аналогичными свойствами и действующим веществом, но имеющие другое торговое название. Однако производить замену препарата может только специалист.

Как помочь сгладить проявление СДВГ

Лечение СДВГ требует комплексного курса действий с учетом возраста ребенка, тяжести симптомов и возможного сосуществования других расстройств. Основными лечебными процедурами являются:

Лекарственная терапия

Очень важна, хотя и не занимает первое место в лечении СДВГ — лекарственная терапия, которую следует рассматривать в следующих ситуациях: высокая интенсивность симптомов, или в случае сосуществования других психических расстройств, если ребенок не справляется с обучением.

Медикаментозное лечение СДВГ — как и в случае других психических расстройств у детей и взрослых — является симптоматическими. Это означает, что препараты, только уменьшают симптомы, но не устраняют причину расстройства.

Метилфенидат.  В настоящее время препаратом выбора является метилфенидат, который принадлежит к группе так называемых психостимуляторов, которые улучшают концентрацию внимания. Эффективность препарата оценивается на 80%.

Наиболее часто наблюдаемые и обычно преходящие побочные эффекты — головные боли, расстройства сна, учащенное сердцебиение и повышение артериального давления, снижение аппетита. Менее частые осложнения: подавленное настроение, психотические расстройства, судороги.

Атомоксетин – это препарат для лечения СДВГ, который не принадлежит к психостимуляторам.

Психологическая помощь

— психообразование — оптимальное решение заключается в предоставлении психологической помощи не только родителям, но и другим людям, которые участвуют в уходе за ребенком (учителям, преподавателям, членам семьи);

— индивидуальная психотерапия для ребенка — особенно в сочетании с эмоциональными расстройствами, тревогой, низкой самооценкой;

— семейная терапия — если в семье возникают конфликты и напряженность в отношениях между ее членами;

— социальное обучение навыкам, как справиться с гневом и агрессией;

Каков прогноз?

У  70% детей, страдающих от симптомов СДВГ,  они сохраняются и в подростковом возрасте, и в 5-10% также в зрелом возрасте.

Как помочь сгладить проявление СДВГ

При отсутствии лечения, СДВГ несет высокий риск осложнений со здоровьем, эмоциональных и социальных. В школе ребёнок часто имеет репутацию «хулигана» и «плохо воспитанного». Результатом является низкая самооценка и эмоциональные проблемы, которые растут с течением времени и в подростковом возрасте, и подросток может испытывать трудности в социальном общении.

как помочь сгладить симптомы

Среди здоровья осложнения включают: склонность к перееданию, что приводит к ожирению, нарушения сна, депрессия и тревога.

Сам по себе синдром не несет особой опасности ребенку, только доставляет лишние проблемы и отражается  на усвоении новых знаний, что может повлиять на отношение со сверстниками и учителями.

В подростковом возрасте проявление этого синдрома увеличивает риск социальной дезодаптации, алкоголизма и наркомании.  Поэтому синдром СДВГ  следует лечить.

Важно помнить, что…

  • СДВГ является одним из наиболее распространенных психических расстройств у детей.
  • Эффективное лечение требует сотрудничества со стороны родителей, опекунов, психолога, врача, учителя и школьного психолога. Без участия школ эффективную помощи ребенку с СДВГ предоставить практически невозможно.
  • Если препараты эффективно снижают выраженность симптомов, но их использование должно быть частью лечения.

Необходимые рекомендации родителям по коррекции

Ребенку с синдромом активности и возбудимости необходимо обеспечить комплексное индивидуализированное сопровождение, с психолого-педагогической коррекцией, психотерапией и медикаментозным лечением:

Читайте также:  4 совета, как мыслить и поступать эффективно

Обучение по щадящему режиму в классе с малой наполняемостью, сокращенными уроками, дозированными домашними заданиями.

Ограничение участия в массовых мероприятиях, но предоставление возможности для физической активности, прогулок, полноценного питания, достаточного сна.

Проведение аутогенных тренировок под руководством психолога, индивидуальной психотерапии.

Комплексная коррекционная работа педагогов и родителей по обучению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, контролю за собственным поведением, предупреждению трудностей в социальной адаптации.

Заболевание до конца не изучено. Есть предположение, что все виды лечения, направленные на оздоровление детей, лишь позволяют на какое-то время улучшить состояние больных. В целом, нужно учить детей  жить с этими симптомами, уметь адаптироваться в обществе, для чего нужны самодисциплина и огромная сила воли!

Сопутствующие патологии

Стоит рассмотреть следующие сопровождающие патологические состояния:

  1. Депрессивные состояния.
  2. Трудности обучения, проблемы коммуникативного характера, проблемы понимания.
  3. Тревожные расстройства, приводящие к сильным переживаниям, ухудшению симптомов, нервозности до тех пор, пока не вылечится тревога.
  4. Синдром Туретта — заболевание неврологического характера, при котором имеют место быть голосовые и повторяющиеся мышечные тики.
  5. Биполярные расстройства психики, совмещающие маниакальное поведение и частые депрессии.
  6. Поведенческие расстройства, асоциальное поведение, склонность к порче имущества, дракам, воровству, а также нанесению вреда животным и людям, окружающей среде.
  7. Оппозиционные вызывающие расстройства, проявляющиеся негативными, дерзкими и враждебными реакциями в ответ на авторитет.

Дополнительные рекомендации

Вылечивать большую часть симптомов не так легко, но повысить эффективность всех основных методов можно с помощью выполнения простых рекомендаций, которые касаются повседневной жизни человека. Чем больше из них будет реализовано, тем лучше для борьбы с болезнью.

Рекомендации:

  1. Правильное питание. Принимать пищу следует каждые несколько часов, соблюдая режим. Очень важно включить в рацион достаточно продуктов с рыбьим жиром, железом, йодом, цинком и магнием, при этом рекомендуется отказаться от кофе.
  2. Распорядок дня. Симптоматика СДВГ требует очень серьезного подхода к планировке дня. Поэтому следует создать to-do лист, в котором можно отмечать выполнение дел на каждый день.
  3. Релаксация. Нужно научиться правильно расслабляться. Для этого лучше всего записаться на занятия по медитации или йоге. Оба варианта помогут найти верный подход к отдыху и с легкостью проводить время.
  4. Качественный сон. Ночью в комнате должно быть темно и тихо, при этом незадолго до засыпания следует отказаться от электронных устройств, стараясь максимально расслабиться. Отходить ко сну лучше в одно и то же время ежедневно.
  5. Специальные тренинги. Высокую эффективность показывают тренинги, касающиеся организованности. Посещать их стоит каждому больному.

Этот список можно дополнять личными правилами или рекомендациями врача, которые способны оказать положительное влияние на болезнь. Например, правило контроля над собой. Его суть в том, чтобы регулярно следить за своим поведением и не отвлекаться на посторонние вещи, стараясь намеренно сосредоточиться.

Некоторые врачи рекомендуют применять метод информационного голодания. Он требует отказа от всех вещей, которые дают новую информацию, и от общения с людьми.

Профилактика заболевания

Заметив у малыша описанные выше признаки нарушения нервной системы, сразу нужно включаться в программу по коррекции диагноза. Профилактический комплекс состоит из нескольких методик.

Мультимодальная терапия

Направленность Рекомендации
Двигательная активность физические нагрузки систематического характера; равномерные упражнения средней интенсивности без ярко выраженных эмоциональных компонентов
Психолого-педагогическое влияние подбор деятельности, где бы ребенок чувствовал себя комфортно; занятия на развитие памяти и внимания; логопедические упражнения
Домашняя терапия налаживание доверительного взаимопонимания с ребенком; формирование психологического микроклимата; использование позитивных моментов в воспитании; организация режима
Профилактика заболевания

Хорошо зарекомендовали себя упражнения на расслабление мышц. Они помогают наладить функцию ЦНС, задействовать резервные возможности мозга, повысить уровень регуляции всех систем организма.

Вариант поведенческого управления

Корректируя поведение ребенка в позитивном русле, можно снизить импульсивную активность. Дети с диагнозом СДВГ чувствительны к отрицательным методам воспитания (наказаниям, выговорам), поэтому негативное воздействие эффекта не даст. Похвалами, вознаграждениями, психологической поддержкой можно повысить уровень развития ребенка.