Детский почерк: стоит ли его корректировать?

Детский почерк вызывает у нас двоякие чувства. С одной стороны, он еще до конца не оформился, поэтому требовать совершенства исполнения было бы странно. Но стоит школьному учителю начинать снижать оценки, мы тут же усаживаем ребенка за прописи. Какая же из тактик верная?

Универсальный инструмент

Письмо, которое в нашей культуре неразрывно связано с чтением, выступает в роли универсального тренажера. Ведь рука – это продолжение мозга. Письмо способствует развитию сразу нескольких его отделов и напрямую влияет на формирование такой высшей психической функции, как абстрактное мышление. А параллельно задействует процессы синтеза и анализа. Это означает, что обучение письму закладывает фундамент для восприятия и гуманитарных, и точных наук, ведь буквы и цифры – это высшие абстракции. Механизм простой. В основе высших психических функций лежит произвольная регуляция деятельности – наша способность прикладывать волевые усилия для достижения поставленной цели. Как раз этот навык и тренирует письмо. Ведь для того, чтобы что-то написать, нашему мозгу приходится изрядно постараться. Сначала мы перекодируем звуки в буквенные символы, потом приказываем своей руке сделать определенные движения, чтобы отобразить их на бумаге. А если мы переписываем текст, печатные символы необходимо параллельно преобразовывать в рукописные. Если сокращать нагрузку на руку, мозг станет работать иначе. Никому не известно, к каким последствиям это приведет в масштабе следующего этапа развития человеческой цивилизации.

В чем проблема?

Первым делом определите, действительно ли проблема в привычке неаккуратно писать, или какие-то посторонние факторы влияют на почерк вашего ребенка? Обратите внимание на следующие вещи:

1. Рабочее место

В первую очередь, на рабочем месте нужно обеспечить достаточно свободного пространства. Ничто не должно препятствовать движению руки и мешать выполнять упражнения. Стул выбирайте обязательно со спинкой, устойчивый и со слегка жестким сидением. Плечи и руки ребенка должны быть расслаблены, спина ровной, стопы параллельно полу. Только при такой посадке будет обеспечен максимальный комфорт.

2. Письменные принадлежности

От ручки, которой пишет ребенок, тоже зависит очень многое. Важно, чтобы она легко скользила по листку; предпочтение лучше отдавать масляным чернилам. Обратите внимание и на габариты ручки: она должна быть не толще пальца ребенка и не слишком длинной. Хорошо, если модель прорезинена: пластик не натирает, и рука меньше устает во время письма.

3. Способ держать ручку

Если взять ручку ближе к верхней части, то вы не сможете красиво написать ни единого символа. Правильный захват – это три пальца у основания: указательный, средний и большой. Для облегчения задачи и введения новой привычки можно приобрести специальную резиновую насадку, в которой уже созданы выемки для подушечек пальцев в нужных местах.

4. Скорость письма

Бывает так, что ребенок никуда не спешит, а все равно строчит, пишет букву на букве. Потренируйтесь с ним выводить строчку за строчкой спокойно, медленно, будто растягиваете удовольствие и рисуете слова, а не просто пишете. Чем меньше будет скорость письма, тем выше будет качество почерка.

5. Положение бумаги

Не секрет, что для правильного наклона букв следует расположить тетрадь/листок под углом, но мало кто знает, что при помощи того же угла можно скорректировать почерк. Просто повертите тетрадь, попробуйте написать пару слов и вы почувствуете, в каком положении вам комфортнее всего.

Если вы учли все эти нюансы, а почерк все равно не изменился к лучшему – пора прибегнуть к более серьезным методам.

О чем говорит почерк ребенка: узнаем черты характера

› 3-7 › Школьник › О чем расскажет почерк ребенка: определяем черты характера маленького школьника

Существует целая наука, которая изучает почерк и его взаимосвязь с личными качествами человека. У первоклассника только начинает формироваться почерк и он наверняка еще поменяется, но уже на этом этапе по нему можно многое сказать о ребенке.

instagram @andreylarionov

Давайте узнаем, о чем размер букв, нажим и каллиграфия могут рассказать о характере вашего маленького гения!

 Как раскрыть таланты своего ребенка: 8 типов интеллекта и их особенности

Ученые графологи установили, что чем сильнее нажим на ручку при письме, тем человек смелее, решительнее, сможет пойти на риск и быстро принимает решения. Те дети, чьи буквы еле заметны на бумаге, очень часто слабые духом, скромные и нерешительные, им не свойственно совершать рискованные поступки и действовать быстро.

Читайте также:  Как справиться с осенней хандрой и пережить осень

Размер букв

Размер букв в почерке ребенка расскажет о его открытости к социуму, коммуникабельности или замкнутости.

Как привило у щедрых, открытых и дружелюбных людей буквы большого размера и занимают почти всю высоту строчки на расчерченном листе.

У таких людей очень широкий круг общения, много друзей, они легко находят общий язык с незнакомыми людьми и любят заводить новые знакомства.

Когда буковки маленькие и мелкие, это может свидетельствовать о жадности ребенка, его замкнутости и любви к одиночеству.

Форма букв

Очень часто у многих детей буквы круглые и аккуратные, но они могут меняться с возрастом, и становиться более заостренными. Дело в том, что круглые буквы свидетельствуют о доброте, чуткости и мягкости характера, тогда как острые буквы означают эгоистичность и нелюбовь к проявлению эмоций.

instagram @ dinastyclub

Каллиграфия

О чем говорит почерк ребенка: узнаем черты характера

Те школьники, которые с детства начинают писать очень прилежно, красиво и аккуратно, скорее всего сами аккуратные, опрятные и педантичные, хотя и не отличаются самостоятельностью. Спокойные, уравновешенные детки, темперамент которых чаще всего можно отнести к сангвиникам, имеют обычный почерк, не отличающийся ни особой каллиграфией, ни неразборчивостью.

А вот если у малыша очень плохой почерк, который читается с большим трудом, это характеризует его как активного человека, полного энергии и беззаботности. Впрочем, это может свидетельствовать и о проблемах с нервами или стрессах, отчего ребенок не умеет сосредотачиваться.

Слитно или раздельно?

Наверняка вы видели людей, которые пишут каждую букву в слове отдельно друг от друга и не соединяют их специальными линиями. Если замечаете такое у своего первоклассника, знайте: у ребенка очень развита интуиция.

Если же почерк стандартный и каждая буква соединена со следующей, это говорит о том, что ребенок мыслит, в первую очередь опираясь на логику.

instagram @ n_safikanova

Пессимист или оптимист?

Если ребенку дали чистый лист без разметки и его строки «сползают» вниз во время письма, значит он сначала оценивает все плохие варианты и риски, а вот заметить позитивные стороны ему удается с трудом.

Ребенок ведет строчку вверх? Значит он оптимист и мыслит позитивно. Ровная строка на не расчерченной бумаге характеризует школьника, как реалиста, который склонен оценивать ситуацию трезво.

Авантюрные дети, которые любят приключения, риск и хитрости, часто пишут волнами, линия почерка не отличается стабильностью.

Оставляет ли поля на бумаге?

Те детки, в которых с малых лет можно заметить нотки педантичности, начинают писать с самого края страницы, не оставляя полей. А вот щедрые и открытые личности любят оставлять большой кусок пространства и начинать писать чуть ли не со средины листа.

Помните, что оценивать и анализировать почерк ребенка нужно в комфортной для него обстановке, когда школьник не голодный, отдохнувший и не грустит по тому или иному поводу. Иначе, результаты могут быть не совсем достоверными, ведь уставший ребенок может нажимать на ручку очень слабо, отчего и буквы будут не четкими.

Ребенок сангвиник: 7 советов для родителейРебенок холерик: 7 советов, как укротить строптивых

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Переход к тетради с широкой линейкой — как помочь ребёнку сохранить красивый почерк?

Рано или поздно детей «переводят» из тетрадей с тонкой линейкой в другие, с широкой. И там уже не всё так просто, появляется необходимость следить за высотой, шириной и наклоном букв. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов почерка:

  • крупные буквы, которые могут занимать и половину, и сразу всю строку;
  • узкий «шрифт»;
  • слишком маленькие буквы.

Логично, что переход не может быть резким или неожиданным. А в идеале навыки письма школьника должны дойти до уровня автоматизма. Маленькая хитрость, которая поможет плавно перестроиться на новый лад: предложить ребёнку писать в обычных тетрадях с тонкой линейкой, но на «пробельной» строке. Её размер достаточно широк, но в то же время имеется косая разлиновка. Она станет помощником в контроле наклона букв. Другой способ переучивания — комбинированная тетрадь, листы в которой чередуются.

Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.

Читайте также:  Как девушке перестать ревновать парня к другим

Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.

Обложка поста:

Самые первые прописи для дошкольников

Лучший возраст для развития мелкой моторики — 3-4 года. Прописи для детей данного возраста рассчитаны на то, чтобы ребёнок приучался держать в руках школьные принадлежности. В момент работы с такими прописями тренируются мышцы.

Задания типичные для всех прописей: обвести рисунок, провести линии, дорисовать, удалить лишнее, проставить галочку, где нужно и т. д.

Прописи для детей 5-6 лет уже более направлены на обучение и формирование навыков письма. Но стоит помнить, что требования, предъявляемые в школе к написанию букв, могут совершенно отличаться от тех, которые в прописях.

Прописи для младших школьников знакомят ребят с печатными буквами и прописными. Дети воспринимают их графическое написание, что поможет при обучении в первом классе.

 Следите за мелочами 

Родители иногда замечают, что, если у них с детства был «страшный» почерк, то дети как будто заимствуют этот недостаток. Наследственность? Графологи утверждают, что собственно почерк (плохой или хороший) не передается по наследству — наследоваться могут какие-то особенности темперамента, отражающиеся в манере писать. Да, причины трудностей, которые возникают у детей при обучении письму, могут скрываться в особенностях характера. Но прежде чем их искать, нужно создать ребенку идеальные условия для овладения каллиграфией. Большое значение имеет, чем именно малыш пишет. Владимир Базарный, детский хирург в прошлом, ныне занимающийся вопросами охраны здоровья школьников и гигиеной учебы, подчеркивает, что правильное каллиграфическое письмо – это письмо, основанное на чередовании пластических усилий и расслаблений. Так пишет ребенок, в руке у которого перьевая ручка. Если ваш маленький ученик пишет шариковой ручкой, то он испытывает постоянное мышечное напряжение. Причем это касается не только руки, но и спины, плечевого пояса, косых мышц живота. Такая техника наносит вред не только физическому здоровью школьников, но и психическому. Вывод: вложите в руку ребенка старую добрую перьевую ручку. Если ребенок жалуется, что у него устали руки, плечи, сделайте ему расслабляющий массаж: 

  • похлопайте тыльной стороны предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью; 
  • захватывайте мышцы массируемой зоны пощипывающим движением большого и указательного пальца с постепенным смещением к запястью и увеличением силы нажима; 
  • выполните мягкие рубящие движения ребром ладони поперек мышц предплечья в быстром ритмичном темпе. 

Обязательно следите за осанкой ребенка: он должен сидеть за столом прямо, голова слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошвы полностью касаются пола. Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал ручку: ее удерживают большой и средний палец, указательный лишь придерживает ручку сверху. Кисть при письме свободно движется, локоть пишущей руки неподвижен.  Чтобы повысить мотивацию ребенка к овладению письмом, подарите ему красивую, «взрослую» ручку и блокнот (не тетрадь. Тетрадь – это типично школьный атрибут, а блокнот – приятный подарок). Занятие каллиграфией должны приносить ребенку удовольствие – тогда и результат не заставит себя ждать.Оценить:

Развитие пространственного мышления

Прежде чем решать, как научить ребенка писать буквы в правильном положении, необходимо убедиться, что это действительно необходимо.

Консультация детского психолога и невролога во многом прояснит ситуацию. Но и родителям не нужно терять чувство меры – паниковать из-за того, что трех- или четырехлетний малыш написал букву в зеркальном отражении не стоит. В этом возрасте дети только пробуют силу своих рук, приноравливаются к стилю написания, пытаются сдвинуть руку в нужном направлении. Из-за множества задач, которые необходимо решать одновременно, ребенок может не обратить внимания, что он написал букву неправильно.

Разумеется, не стоит ограничивать малыша в желании что-то написать, не обязательно с самого начала акцентировать внимание на зеркальное написание. Лучше всего добавить в распорядок время для дополнительных занятий, которые помогут ребенку развить несовершенные функции.

Изменение почерка взрослых

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям. Можно использовать школьные (рекомендуют Чудо-прописи Веры Илюхиной, в которых дается алгоритм написания букв и приводится масса продуктивных упражнений) или распечатать красивый рукописный шрифт, которому вы хотите подражать: начать с первых упражнений по обводу букв и элементов, затем копировать элементы без подсказки-контура, а затем писать слоги, слова, предложения и тексты целиком. Если нет прописей, их можно сделать самому, распечатав нужный текст на принтере и положив сверху полупрозрачный лист бумаги. Также для тренировки подойдут тетради с вспомогательными линями — косыми линейками, расположенными таким образом, чтобы размеры букв и их наклон были стандартными.

Изменение почерка взрослых

Прежде чем начать занятия, нужно проанализировать свой почерк: напишите на листе бумаги несколько предложений, посмотрите на буквы, оцените:

  • расстояние между словами;
  • расстояние между буквами;
  • размер букв;
  • наклон;
  • нажим на бумагу;
  • ровность строк;
  • четкость линий (ровные и четкие или корявые, неровные);
  • стиль букв (угловатые, округлые, квадратные и т.п.).
Читайте также:  Перхоть и психосоматика: мнение Луизы Хей и Лиз Бурбо

Оценив эти особенности своего почерка, можно понять, что именно не нравится и как нужно изменить почерк. Можно сразу же выполнить упражнения на устранение обнаруженного недостатка.

Чтобы лучше понять, что именно вы хотите изменить, посмотрите почерки других людей, готовые шрифты, попробуйте написать буквы и их элементы, подражая этим почеркам, попробуйте совместить их со своим. Что получилось? Довольны ли вы результатом?

Изменение почерка взрослых

Лучшие свои и чужие образцы можно распечатать и положить на видное место. Здесь также можно применить методы НЛП и аутотренинга, когда вы запоминаете почерк, закрываете глаза, расслабляетесь и воображаете, как пишете именно этим почерком. Говорят, помогает.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость . Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе .
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв . Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв .
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • . Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия. Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.