Начало учебного года, особенно первого, иногда превращается в проблему. Как помочь ребенку преодолеть стресс и не усугубить?
Как проявляется стресс у школьников
Симптомы, которые являются результатом стресса, наиболее легко обнаруживаются у детей младшего возраста, потому что в отличие от подростков, они не скрывают своего состояния. Среди известных признаков, это:
- Как защитить своего ребенка от стресса …
- Как уберечь нервную систему ребенка от …
- Как защитить своего ребенка от стресса …
- ночное недержание мочи
- раздражительность, агрессивное поведение
- апатия, сонливость, снижение концентрации внимания
- появление тенденции к пессимизму или фантазированию
- пренебрежение обязанностями
- желудочно — кишечные расстройства (например, боли в животе, диарея, рвота)
- головная боль, сухость во рту, повышение мышечного тонуса (в частности, шеи и плеч)
- снижение иммунитета.
Возрастные страхи
Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.
Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.
Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»
Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.
Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Таблица показывает и возрастные кризисы:
- 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается;
- 6-7 лет;
- 11-12 лет.
Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.
Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»
Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»
Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»
Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:
- «Быть не собой».
- Провала, осуждения, наказания.
- Физического уродства.
- Одиночества.
- Бесперспективности и невозможности самореализации.
На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.
Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.
Стресс у грудничков
Груднички также могут испытывать стресс. Из-за своего возраста они не могут выразить эмоции в полную силу: в этом возрасте малыши только плачут. Чтобы помочь ему, надо определить причину появления расстройства:
- Как защитить своего ребенка от стресса …
- Как защитить своего ребенка от стресса …
- Как защитить ребёнка в школе …
- Во время рождения младенец чувствует массу неудобств, испытывает сильный страх.
- После рождения он сталкивается с чувствами, которых не испытывал в утробе матери: голод, холод, жара и др.
- Боли в животе их лечение (клизма и лекарства). В период беременности женщина должна не нервничать, т. к. малыш все чувствует, ее состояние может повлечь за собой негативные последствия. Все вопросы и проблемы желательно решать после родов.
Поищем качества в имени
Данная игра – идеальный вариант психологической защиты личности, благодаря чему ребенок быстрее адаптируется в новой обстановке. Ее суть состоит в том, чтобы малыш написал столбиком свое имя и на каждую букву определил свое качество. Пример: имя ПОЛИНА. П – Прилежная, О – Общительная, Л – Ласковая, И – Искренняя, Н – Надежная, А – Аккуратная. Или имя ЕГОР: Е – Единственный, Г – Гостеприимный, О – Озорной, Р – Решительный. Абсолютно на каждое имя всегда можно найти какое-то хорошее качество.





Адаптация в новой школе
Ещё одной причиной стресса является смена обстановки. Новая школа, новые учителя, новые знакомства, новые правила.…Зачастую подростку достаточно сложно адаптироваться, процесс приспособления проходит трудно и для ученика, и для класса в целом, и это влияет на психологическое состояние учащихся. Подростка просто не знает, как себя вести – возникает стрессовая ситуация. Также у детей наблюдаются частые головные боли, появляется страх посещения школы.
Единый государственный экзамен является одной из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного школьника. Многие родители и учителя считают, что если ребенок не сдаст экзамен, то многие двери перед ним закрыты, и требуется много времени, чтобы получить новый шанс. Школьник, осознавая это, начинает сильно переживать, находится в напряжении, а это пагубно влияет на учебный процесс и на психическое здоровье. Результатом этого может стать то, чего выпускник боится больше всего: он получает низкий или недостаточный для поступления в ВУЗ балл.
Свидетельством такого влияния служат многочисленные случаи суицида. Как отмечали СМИ, в последние годы количество самоубийств из-за экзаменов среди школьников растёт. Официальной статистики самоубийств из-за перенагрузки или несданного экзамена не ведется. Однако известно, что за последний десяток лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, выведя Россию в лидеры по общему числу самоубийств.
Мои советы
Главное пожелание для родителей – беречь психику своего ребенка с самого раннего детства. Постараться выстроить с ним такую стратегию поведения, при которой малыш будет чувствовать себя комфортно:
- чувствовать себя любимым и нужным;
- не испытывать унижения;
- не подвергаться психологическому и физическому насилию;
- знать, что практически любую проблему можно решить совместно с близкими людьми.
Неплохо научить ребенка выражать свои чувства: «я злюсь», «мне грустно», «я грущу», чтобы в случае возникновения психотравмирующей ситуации он мог высказать все, что переживает. Это поможет избавиться от лишнего напряжения.
- Как обезопасить своего ребенка от …
- 2_caregivers_and_parents_russian
- Страничка психолога — Муниципальное …
Если возникают вопросы о том, как правильно вести себя в случае возникновения психологической травмы у ребенка или о способах ее предотвращения, можно обратиться к психологу, например, находящемуся в штате образовательного учреждения, которое посещает ребенок или подросток.