Акцентуации характера по Личко: методика, типы, классификация

Понятие «акцентуация» за все время ее существования была представлена в разработке нескольких типологий. Первая из них разработана Карлом Леонгардом в 1968 году. Следующая классификация приобрела более широкую известность в 1977 году, которая была разработана Андреем Евгеньевичем Личко, основывающаяся на классификации психопатий П. Б. Ганнушкина, выполненной еще в 1933 году.

Краткая предыстория

Научное обоснование акцентуированных личностей Леонгарда практически сразу доказало свою правдивость. Однако распространялась она только на зрелых испытуемых. Младшие возрастные группы, не обладая соответствующей базой знаний, не могли отвечать на предложенные вопросы. Соответственно, установить их особенности и тонкости натуры не представлялось возможным.

Поиском решений занялся советский доктор психиатрических наук – А.Е. Личко. Он видоизменил тестирование Леогранда для возможности использования в детской возрастной категории, переработал предложенные типы характера, изменил названия, добавил новые виды. Он счел, что рациональнее всего исследовать яркие особенности юношей и девушек, так как в этот период проявляется личность и ее наклонности. Именно за счет изучения поведенческих проявлений во время взросления и сформировались новые виды, которые не наблюдаются в более зрелом возрасте.

Что такое акцентуация черт характера человека?

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы характера, при которых его отдельные черты чрезмерно усилены. При акцентуации характера обнаруживается избирательная уязвимость личности человека в отношении определенного ряда психогенных воздействий при повышенной или хорошей устойчивости к другим психологическим воздействиям.

Термин «акцентуация черт характера личности» происходит от латинского слова «accentus», которое означает ударение. Синонимом акцентуации характера является акцентуация личности.

Что такое акцентуация черт характера человека?

Типы акцентуаций характера у подростков

1. Гипертимный тип. Главной особенностью этого типа в подростковом возрасте является постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Такие подростки отказываются подчиняться чужой воле, плохо переносят дисциплинарные требования и строго регламентированный образ жизни, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань между дозволенным и запретным.

Читайте также:  Зависимость от человека: с чего начать лечение

2. Циклоидный тип. С наступлением пубертатного периода возникает первая субдепрессивная фаза, когда фон настроения снижен, отмечаются вялость, упадок сил, повышенная раздражительность и интровертированность. Субдепрессивные фазы чередуются с гипоманиакальными, при которых бросаются в глаза повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям. Вначале смена фаз подъема и спада настроения происходит довольно часто, но постепенно длительность периодов возрастает.

3. Лабильный тип. Отличительной особенностью является крайняя изменчивость настроения. Самые незначительные события окружающей жизни оказывают на подростка существенное влияние. Малейшая неприятность способна погрузить его в мрачное переживание, а приятные события или даже только их перспектива способны поднять настроение. От текущего настроения зависит все: самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.

4. Астено-невротический тип. При нем рано проявляются разнообразные признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез и т. п. Главными чертами типа в подростковом возрасте являются астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.

5. Сензитивный тип. Основные черты-повышенная впечатлительность и чувство неполноценности. В детстве это выражается в разнообразных страхах (темноты, животных, одиночества и т.п.), избегания компании бойких и активных детей, робости и скованности, боязни любых видов проверок и испытаний.

6. Психастенический тип. Основные особенности — повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям. Для психастеника трудно принять окончательное решение, поэтому он тщательно обдумывает свое поведение, взвешивает каждый шаг, немалократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу.

7. Шизоидный тип. В подростковом возрасте все шизоидные черты личности обостряются. Особенно заметными становятся замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие к необычность в выборе занятий и увлечений.

8. Эпилептоидный тип. Главной особенностью этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения. С этим настроением тесно связаны напряженность аффекта, взрывчатость и безудержная агрессивность. Большим напряжением-отличается также сфера влечений. Все влечения характеризуются чрезмерной интенсивностью и силой, а их удовлетворение протекает тяжело и сопровождается многочисленными конфликтами.

Читайте также:  Как мы растим лгунов: 4 причины детской лжи

9. Истероидный тип. Главные особенности истероидного типа — безграничный эгоизм и «жажда признания». Лица этого типа обычно очень чувствительны к реакциям других людей, легко перестраиваются, вживаются в любую роль, стремятся любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти, не переносят только безразличия и равнодушия к своей персоне.

10. Неустойчивый тип. Лица неустойчивого типа слабовольны, внушаемы, легко поддаются чужому влиянию, особенно дурному. Зависимые и безвольные, они не имеют собственных положительных целей, их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Они часто попадают в дурные компании, бросают учебу и работу, сближаются с правонарушителями, алкоголизируются, употребляют наркотики и т. п

11. Конформный тип. Главная черта этого типа-постоянная и устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения. Лица конформного типа полностью подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов, с трудом воспринимают новое и необычное, отрицательно относятся к любым переменам в жизни.

Неустойчивый

Тяжелая акцентуация в плане коррекции. Неустойчивый тип характеризуется склонностью к безделью, лености и прочим негативным проявлениям. Как и все прочие акцентуации — отчасти социально обусловлена. Потому есть возможность скорректировать нарушения личности, характера. Особенностей несколько:

  • Лень. Нежелание что-либо делать. Стремление постоянно отдыхать. Это не связано с усталостью и малым запасом энергии как у астено-невротиков. Скорее речь идет о проблемах с характером, сознательном стремлении вести такой образ жизни. Нарушение заметно еще в детские годы. К подростковому возрасту все становится еще более очевидно.
  • Склонность к праздному времяпрепровождению. Секс, алкоголь, наркотики, игры, в том числе азартные. Ничегонеделание на протяжении всей жизни. Неустойчивые — это настоящие гедонисты.
  • Проблемы с работой. Поскольку такие люди не склонны учиться, повышать свой уровень, развиваться, то и с работой могут быть серьезные проблемы, вплоть до иждивенчества на протяжении всей жизни. Неустойчивые — часто это содержанки на попечении богатых мужей или альфонсы. Хотя такое происходит и не всегда, только если акцентуация превалирует в характере человека и достаточно выражена.
  • Желание удовольствий. Склонность к названному выше гедонизму. Как правило, такие люди ищут простых плотских удовольствий – секс, психоактивные вещества, спиртное. Высокие материи они стараются не трогать, да и желаемых ощущений они им не приносят.
  • Общительность. Положительная черта неустойчивых. Помогает устанавливать необходимые контакты, в том числе деловые.
  • Услужливость.
  • Открытость. Такие люди практически не умеют врать. По крайней мере, в ранние годы. Даже на уровне психопатии такие люди остаются искренними и открытыми.
  • Проблемы в личной жизни. Связаны с неумением уступать, эгоцентризмом.
Неустойчивый

Неустойчивые — люди сложные. Для них основные риски — спиться, умереть от наркотиков, опуститься на дно общества. Но при своевременной коррекции есть все шансы справиться с негативными чертами характера.

Читайте также:  3 основные психологические причины энуреза у детей (недержания)