8 главных школьных страхов. Чего боятся школьники, и как им помочь

Почему мы боимся школы? Как справиться со своими школьными страхами? Мы – это не дети, а родители. Мамы и папы, которые тоже когда-то были маленькими и тоже порой не хотели учиться. Мы выросли, и, казалось, эти страхи остались позади. Но однажды наши дети со слезами на глазах попросят «разрешить остаться дома», и прошлые фобии вернутся. Как справиться с ними? Какие слова сказать ребёнку, чтобы он не воспринимал образовательный процесс за пытку?

Софофобия — боязнь учиться

Софофобия связана с гнозиофобией (боязнью знаний), имея одно радикальное отличие. Если гнозиофоб боится получения любой информации извне, информации как продукта познания, то содрогание у софофоба вызывает сам процесс получения и усвоения новой информации.

Причин тому может быть множество. Застенчивый и тихий ребенок может быть напуган грозным окриком учителя, ведь для него это чужой человек в незнакомой обстановке, где некому защитить. Страх может внушать и опасение неверно выполнить домашнее задание, что грозит публичным порицанием в классе, или же наказанием дома. Плюс к вышеперечисленному, дети зачастую жестоки друг к другу. Так ребенок из менее обеспеченной семьи может подвергаться насмешкам одноклассников, что вызовет неприязнь к школе и обучению в целом. Алгоритм, согласно которому человеческое подсознание определяет тот или иной объект или явление как угрожающее, делая его впоследствии предметом фобии, до сих пор не ясен. Однако множество причин, описанных выше, могут послужить толчком к развитию фобии. Со временем, причина забудется, ведь реальной угрозы она не несет, однако любые негативные эмоции нервная система свяжет с учебой, что и определяется в психиатрии как фобия.

Каждое посещение учебного заведения становится для социофоба пыткой. Аудитории, лекции, преподаватели вызывают головокружение, нервную дрожь в руках, усиление потоотделения, страх. С этими симптомами панической атаки, конечно, способны бороться бета-блокаторы, успокоительные средства и прочие медикаменты. Однако необходима терапия (НЛП или гипнотерапия) для того, чтобы выявить причину возникновения фобии и избавиться от нее.

Софофобия — боязнь учиться

В современном обществе софофобия недопустима, ведь образование, являясь важнейшим социальным институтом, играет огромную роль в обеспечении будущего человека. Не только для устройства на работу, но для приобретения кругозора и базиса знаний, достаточного для того, чтобы строить нормальные отношения с социумом.

Единственный отважный отец

С самого начала «родители» практически не оказывали никакого сопротивления. Наоборот – с каждым новым «разбором полётов» обещали: «принять меры», «проследить», «усилить контроль». То есть, они активно демонстрировали согласие с учителем и даже приводили примеры из домашней жизни своих выдуманных детей. Например, «учительница» говорит: «Ваш Вася – абсолютный лентяй, на уроках ничего не делает». На что «мама» отвечала: «Да, вы правы, я вам даже больше скажу: он и по дому ничего не делает».

Поведение участников игры было достаточно однообразным, пока один «папа» в ответ на реплику преподавателя: «А у вашего Саши нет ни стыда, ни совести», не опроверг: «А вот тут позвольте с вами не согласиться. Совесть у моего сына есть». И только в этот момент дружная и послушная компания «родителей» взорвалась. «Как вы смеете такое говорить?!», — понеслось со всех сторон. Но не в адрес «учительницы», а в адрес «сашиного отца». Все прочие «родители» старались убедить его, что учительница права.

Время для беспокойства

Если ребенок тратит большую часть дня на переживания, стоит выделить ему специальное «время для беспокойства». Это фиксированный отрезок (например, полчаса), когда вы можете обсудить любые проблемы.

Постарайтесь выбрать такой момент, когда вы сможете общаться, ни на что не отвлекаясь. Не откладывайте «время для беспокойства» на конец дня, ведь подобные разговоры могут стать причиной плохого сна у ребенка. Если в течение дня появляется какой-то страх, запишите его и продолжайте заниматься тем, что делали.

Время для беспокойства

Например, используйте «особенную тетрадь» для страхов. Или сделайте почтовый ящик, куда ребенок будет «отправлять» сообщения о страхах в течение дня.

Жизнь после школы

— Некоторые мои друзья до сих пор с ужасом вспоминают учёбу. Они не заходят в школу с тех пор, как в последний раз перешагнули порог. Не навещают учителей. А от бывших одноклассников перебегают дорогу. Почему так происходит?

Читайте также:  Лечение дереализации и деперсонализации

— Причины у каждого свои. Но все это протекает на фоне негативного опыта или психологического барьера – нежеланием встречаться с бывшими одноклассниками и учителями в связи с происходящими изменениями в личности. Либо элементарно из-за лени, тщеславия и эгоизма.

— Мешают ли нам, уже взрослым, плохие воспоминания? И нужно ли с ними как-то работать?

— К сожалению, некоторые моменты нельзя вычеркнуть из жизни и забыть их навсегда. Воспоминания о плохом подобны страху, который гложет изнутри, разрушая радость жизни. Психика устроена так, что если человек подавляет у себя эти воспоминания, они засядут в подсознание еще глубже. Не бойтесь плакать, через слёзы они быстрее выходят. Если периодически всплывает какое-то плохое воспоминание, значит, оно не нашло завершенности с вашей стороны и вы вновь и вновь прибегаете к этому. Проверьтесь у специалиста на наличие посттравматического стрессового расстройства. Конечно же, негативные воспоминания со временем стираются, если заполнять память воспоминаниями позитивными.

— Как избежать того, чтобы наши воспоминания и страхи проецировались на детей?

— Проекция — это такой защитный психологический механизм, который состоит в том, что родитель переносит на ребенка собственные тревоги и страхи, которые уже потом стремится побороть в ребенке. Проекции работают бессознательно, и в связи с этим многим взрослым кажется, что все это они делают во благо ребенка. На самом деле нужно полюбить себя, четко осознавать свои потребности и осознанно понять: сын/дочь – это совершенно отдельный человек. Он имеет право на свою собственную жизнь, свой выбор и свое решение, даже ошибочное. Дайте ребенку возможность выбирать и хвалите за начинания. Направляйте и принимайте аспекты жизни.

Страх быть не как все

Выделяться, отличаться не хочет ни один маленький ребенок, дети хотят быть как все, чтобы не стать изгоем. Но чаще такой страх присущ детям со зрительным вектором. Эти детки изначально рождаются с чувством страха как базовой эмоцией. При правильном развитии страх за себя перерастает в свою противоположность — любовь к другим и чувственность. А пока страх — это естественно; важно знать, как на него реагировать.

Дети со зрительным вектором, не ощущая защищенности от мамы и не имея навыка социализации, первыми становятся объектами травли. Более слабые физически, часто плачут, реагируют эмоционально на каждую мелочь, им жалко всех и всегда.

Им страшно идти в школу. В то же время ими движет желание общаться, познавать что-то новое, быть в коллективе. Без эмоций и эмоциональных связей они себя не мыслят. Поэтому противоречие — и страшно, и хочется — это про них.

Такого первоклассника нужно поддерживать в стремлении получить порцию общения, узнать что-то новое, увидеть то, чего он еще не видел. Просто необходимо поощрять его делиться с новыми друзьями чем-то вкусным и помогать во всем тем, кто нуждается в помощи. Он получает от этого процесса необычайное наслаждение. Оно заложено природой, поэтому будет очень кстати. Кроме того, для детской стайки ребенок, способный делиться, помогать бескорыстно, будет самым желанным для общения. К нему будут притягиваться окружающие, он никогда не будет изгоем, и это касается всех детей.

Страх быть обсмеянным

Он бывает только у детей с так называемым анальным вектором. От природы это самые послушные дети, привязанные к маме, которая является для них идеалом. Они медлительны, очень основательны и не любят переключаться с одного дела на другое, не доделав первое. Для них похвала — самое важное. Они же склонны обижаться и не терпят насмешек в свой адрес. Опять же, при правильном развитии эти качества превращаются в самые положительные.

Такого ребенка категорически нельзя торопить. Никогда и ни в чем. Необходимо давать ему время доделать все до конца. Потом обязательно похвалить, но в меру. Перехвалить тоже нельзя. Он сразу почувствует подвох. Ни в коем случае нельзя смеяться над ним и высмеивать, если что-то не получается. Иначе обида может остаться в памяти на всю жизнь. А память у таких детей самая лучшая.

Страх быть не как все

При походе в школу ребенка с анальным вектором нужно поощрять за особую тягу к знаниям, а она точно будет, если он развивается без задержек; хвалить за хорошие оценки, за чистоту и аккуратность тетради. Ему особенно нужна поддержка. Можно подсказать ему, что будет нелишним объяснять непонятное своим одноклассникам, помогать им разобраться в чем-то.

Читайте также:  2018 какая пенсия у инвалидов шизофрения

Очень хорошо было бы поговорить с учителем, чтобы старался меньше дергать и торопить такого ученика. Ну, и постоянная поддержка родителей — самое важное для неторопливого ребенка.

Если громкие звуки на перемене вызывают ужас

В каждом коллективе обязательно есть ребенок (или даже не один), который привык стоять в сторонке, не участвует в беготне, а при криках закрывает ушки руками. Это обладатель звукового вектора. Его часто считают не от мира сего. Но он более, чем нормален. Именно он может бояться школы по причине шумной обстановки в классе.

Ребенок со звуковым вектором — интроверт. Он не выносит больших компаний и громких звуков. Ему тяжело привыкнуть к школе и влиться в коллектив. В потенциале такой ребенок самый гениальный. Он всегда старается постичь смысл, очень тонко слышит звуки, часто имеет абсолютный музыкальный слух, склонен к науке. Он может стать выдающимся ученым или музыкантом.

Но это опять же — в потенциале. Для этого ему необходимо находиться в тишине. Хотя бы дома.

Ребенку со звуковым вектором нужно создавать дома абсолютную тишину. На него нельзя кричать и даже повышать голос. Именно тихую речь и шепот он способен услышать лучше всего. Ни в коем случае нельзя унижать его смыслами, обзывать глупым или бестолковым, говорить, что из него ничего не выйдет. От этого ребенок теряет способность слышать, думать, воспринимать. Он уходит в себя и отключается от мира.

Причины проявления боязни

Глупо думать, что проявления страха перед походом в школу могут появляться вследствие одной стрессовой ситуации, которая произошла в учебном заведении. В большинстве случаев, это затянувшийся процесс, где школьник подвергается постоянному влиянию негативных факторов, которые сразу не устранить:

  • издевательства от одноклассников, которые педагоги игнорируют;
  • жестокость по отношению к ребенку;
  • насмешки;
  • бесконечные угрозы от старшеклассников;
  • большая занятость и сильные нагрузки (физические и умственные);
  • психологические упреки с боку преподавателей.

Существуют нестандартные симптомы дидаскалейнофобии. Случается так, что фобия наступает, когда школьник испытывает панику, думая, что с родителями может случиться неприятность, в момент его отсутствия. Может быть, что ссоры среди родных и неурядицы настолько западают в голове у школьника, что в школе он не может от них освободиться, стремясь за родственников разрешить их сложности, поэтому не желает посещать учебное заведение. При любых обстоятельствах, школа — это главный период социализации школьника, поэтому страх школы необходимо преодолевать.

Загруженность в школе может быть одной из причин расстройства

способов победить страх

Используйте детализацию. Постарайтесь прояснить, что именно пугает ребенка в данном случае. Важна деталь, например, расспрашивая ребенка о страхе перед собаками, можно выяснить, что пугает не собака вообще, а ее лай, размер или цвет. Для того, чтобы понять, что именно, задавайте как можно больше наводящих вопросов, приводите примеры. Какого роста страшная собака? Какого она цвета? Какой у нее лай, она бежит, стоит, сидит? Как далеко она находится от тебя? Это лохматая собака или у нее гладкая шерсть? Такие вопросы помогают ребенку самому осознать свой страх. Иногда этих расспросов становится достаточно, чтобы страх ушел совсем, значительно снизился или хотя бы сконцентрировался на страхе перед определенной породой собаки (которая, возможно, напугала ребенка в раннем детстве).

Исследуйте предмет страха. Если это, например, насекомые, можно купить про них книжку, рисовать и разукрашивать картинки с насекомыми, покупать тематические наклейки. То, что нам знакомо и понятно, уже не может напугать так сильно, как незнакомое.

Помогите ребенку найти способы защиты, создайте условия, при которых страх уменьшится. Если ребенок боится темноты, купите ему красивый ночник, можно наклеить рядом с кроватью сказочный персонаж, который будет служить для ребенка неким оберегом и защитником от чудовищ. Роль верного друга также может играть мягкая игрушка.

Подберите юмористический контекст для пугающей ситуации или страшного персонажа, ведь смех побеждает страх. Это можно использовать в воображении, но лучше нарисовать на бумаге. Сначала представляется пугающий персонаж или ситуация, затем ищется способ преобразования. Например, страшное привидение или Кощей Бессмертный украшается яркими бантиками, косичками и т.п.

Переведите ребенка в сильную позицию: «Чудовище злое, потому что голодное, о нем никто не заботился; оно не умеет общаться, боится людей. Помоги ему, позаботься о нем» Можно сочинить рассказ на данную тему или нарисовать рисунок, где чудовище обретает друзей, находит дом и т.д. Так же помогает способ покормить злое чудище. Предложите ребенку, дать еды приведению, живущее в шкафу или под кроватью. Кормить лучше той же едой, что есть ребенок. Возьмите блюдечко, положите туда пару конфеток или печенье и поставьте вместе с ребенком туда, где обитает его страх.

Читайте также:  7 проверенных методик лечения и избавления от заикания

Читайте сказки, в которых герои справляются со своими страхами. Сочиняйте сказки сами. В книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» приводятся конкретные примеры сказок, помогающих ребенку справиться с различными проблемами, в том числе и со страхами. Идея книги такова: герой сказки имеет имя, похожее на имя ребёнка, и в сказочном пространстве он разрешает любые проблемы. Механизм прост: ребёнок отождествляет себя с героем и вместе с ним переживает схожие ситуации и чувства, приобретает новый опыт.

Не ждите, что после применения данных техник страхи исчезнут все и сразу. На снижение некоторых особенно застарелых страхов нужно больше времени. К тому же многие страхи будут возвращаться, но зная, как с ними бороться, вы всегда сможете помочь ребенку снизить их остроту.

Виталия

ребенок и родители, о детях от 4 до 7 лет, о детях от 7 до 10 лет Другие статьи автора

Что делать родителям?

Если страх чего-либо сохраняется у ребенка любого возраста больше месяца и становится навязчивым, необходима консультация детского психолога. Специалист подскажет, как победить детский страх ночных кошмаров, темноты и т. д.

Во время визита к врачу родители должны подробно рассказать о следующих факторах:

Что делать родителям?
  • течение беременности и родов;
  • динамика физического и психомоторного развития малыша;
  • этапы социализации (как прошла адаптация к детскому саду или началу школьного обучения);
  • успеваемость в школе, развитие познавательных навыков в детском саду;
  • когда появились страхи, в чем они проявляются;
  • с чем родители связывают возникновение проблемы;
  • обстановка в семье, отношение к ребенку всех членов семьи.

Иногда можно справиться с проблемой, отрегулировав режим дня и исключив переживание ребенком сильных эмоций. На ночь не следует читать таким малышам страшные сказки, старшим детям нельзя позволять смотреть фильмы ужасов или боевики перед сном. Нужно ограничить время просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, особенно с элементами агрессии. Подробнее о влиянии телевизора на развитие и здоровье ребенка→

Психология, которая дает результаты

В наше время чаще всего дети рождаются с несколькими векторами. Соответственно, и свойства сочетаются в них разные. Именно из этого нужно исходить при подготовке ребенка к школе.

Получить действенные советы, реально помогающие избежать страха перед школой, а также подробнее узнать об остальных векторах и свойствах можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Что такое дисморфофобия?

Дисморфофобия — психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. Обычно начинается в молодом или подростковом возрасте. Частота встречаемости среди мужчин и женщин примерно одинакова, сопровождается высоким риском суицида по сравнению с другими расстройствами психики.

Больные могут жаловаться на несколько определённых «дефектов», один «дефект», неопределённую особенность или внешний вид, при этом страдают важные стороны жизни больного — способность работать, нормально функционировать в обществе, обслуживать себя. В тех случаях, когда идеи приобретают характер бредовых, с утратой критики и соответствующим поведением, целесообразнее говорить о бреде физического недостатка.

Все мы проводим некоторое время перед зеркалом, приводим себя в порядок и оцениваем для самих себя, наш облик и черты лица, фигуру. Но не всегда мы этим довольны. И хотя мы можем беспокоиться об этих наших несовершенств, они не препятствуют нашей повседневной жизни. Но люди, у которых имеется дисморфофобия, думают о своих реальных или мнимых изъянах постоянно.

Это особенно актуально для подростков, которые переживают быстрые изменения своего роста и внешности, принимая тем самым новый интерес к тому, как они выглядят.

Следует ребенку начинать объяснять как можно раньше, что кроме красивого лица и идеального телосложения, есть много других качеств человека. Что нужно, в первую очередь, усовершенствовать себя как личность, иметь волевой характер, развивать свои способности и уникальные сильные стороны.