7 фраз, которые вызывают у ребенка чувство вины

Когда ребенок рождается, то он еще ничего не знает о себе. Родители своими словами и действиями сообщают ребенку о том, какой он: хороший или плохой, умный или глупый, красивый или страшный, достойный любви или недостойный.

Когда и как проявляется чувство вины?

Человек может испытывать чувство вины по отношению к близким и чужим людям, к животным, к живым или умершим, корить себя за ошибочные судьбоносные решения, которые привели к ухудшению качества жизни. Тяжёлому душевному состоянию предшествует поступок, следствием которого стали:

  • одиночество;
  • безденежье;
  • физические или моральные страдания;
  • ухудшение здоровья;
  • невозвратимые утраты.

Ребёнок часто моделирует соответствующие негативные эмоции, чтобы избавить себя от наказания. Сильные переживания могут привести к аутоагрессии, которая проявляется в экспрессивных высказываниях в свой адрес, нанесении телесных самонаказаний.

Чтобы без последствий для здоровья пережить негативные эмоции, человеку требуется помощь профессионального психолога.

Как вина делает из вас марионетку

Помимо того, что чувство вины мешает самому человеку, оно еще и делает его удобной мишенью для любого манипулятора. Согласитесь, вина — чрезвычайно удобная вещь: вызывая это чувство, можно добиваться от людей того, что вам необходимо, причем в кратчайшие сроки. 

  • Вы у меня все попляшете: 8 простых способов манипулирования людьми

Не зря чувство вины чаще всего используют на практике родители, занимаясь воспитанием детей. Таким образом они взращивают личностей, которые во взрослой жизни так и не научатся говорить «нет», они постоянно ощущают, что кому-то и что-то должны, и все время просят прощения. Ребенок, которого растили с чувством вины, вряд ли во взрослом возрасте научится отстаивать собственные границы, он будет вечно идти у кого-то на поводу и чувствовать себя во всем виноватым. На работе такой человек будет выполнять не только свои обязанности, но и тех, кто сумеет «надавить на жалость» и переложить свой функционал на него. К тому же, у него есть все шансы стать «любимчиком» начальства и работать сверхурочно. 

Чувство вины обязательно будет подсказывать:  «ты плохая» жена/мать/дочь» и заставлять, во что бы то ни стало, доказывать всем свои близким, что это не так. 

Какая реакция может быть у ребёнка на искусственно привитое чувство вины?

  • В-первую очередь, это множество комплексов. От паранойи быть отличником до состояние жертвы.
  • Страх не оправдать надежды не только родителей, но и свои. Отсюда боязнь быть неудачником.
  • Безынициативность. Однажды поняв, что за свои действия можно быть наказанным, ребёнок может принять решение больше не проявлять инициативу, а находиться в тени.
  • Чувство вины — как унижение, инфантильность. Такой человек всегда будет выглядеть как униженный и его тело, походка и взгляд будут говорить о том, что он виновен. Здесь уже не важно, за что и перед кем. Это чувство будет появляться каждый раз, когда на пути будут встречаться ситуации, выходящие за привитое понятие о «правильности».

Первые пять лет дети уверены, что они — центр Вселенной и что взрослые видят окружающий мир также, как и они. Представить мир глазами взрослого им сложно, пока не начнёт формироваться реалистическое мышление.

Поэтому когда взрослые пытаются навязать им чувство вины, а они не понимают за что, появляется протест, выражающийся следующими способами:

  • Слёзы и истерика. Защитная реакция на несправедливое решение или замечание.
  • Способ наказать себя самого: нарваться на неприятности, оправдать мнение о нём, как о плохом ребёнке, получить синяк, ввязаться в драку, шалости в доме в виде специально поломанных игрушек .
  • Переадресация вины. Нежелание принимать вину на себя и поиск любых виновных. Со временем это приводит к тому, что ребёнок не способен отвечать за свои поступки, а ошибки и неудачи — списывать на других.

Что чувствует малыш?

Какая реакция может быть у ребёнка на искусственно привитое чувство вины?

Быть виноватым перед родителями для ребенка мучительно – потому что от мамы и папы зависит его жизнь, его существование в этом мире. Чувство вины усиливает тревожность ребенка, потому что он не понимает – если я виноват, меня еще любят? А меня можно любить, если я виноват? А как я буду жить теперь? А что сделать, чтобы меня простили? Однако чрезмерное переживание своей вины сильно бьет по самооценке ребенка и делает его несчастным. Это значит, что родители где-то «перегнули палку».

Обвиняя ребенка, взрослые, как правило, стремятся еще и наказать его. И малыш усваивает – если виноват, должен быть наказан. Физическое наказание, крики, угрозы ужасны для ребенка, так же как и игнорирование, наказание молчанием. В силу своего возраста ребенок не умеет, не знает, как это чувство вины проживать, что с ним делать. Все его существование в данный момент наполнено лишь одним смыслом – потребностью в прощении. 

Если родители злоупотребляют такими методами воспитания, то, став взрослым, ребенок уже с трудом отделяет маленькую свою вину от большой. И в той и в другой ситуации он будет чувствовать себя одинаково раненым, виноватым на 100?%, желающим только одного, чтобы его простили, а значит, любили.

Читайте также:  8 признаков того, что у вас развивается агорафобия

Почему и когда возникает чувство вины?

Существует множество ситуаций, приводящих к чувству вины. Наиболее распространенными считаются:

  • нарушенные семейные традиции и требования. Наблюдаются в семьях, где преобладает тиранический, строгий уклад. Самообвинение – следствие бунта личности перед сложившимися устоями;
  • мысли и проступки религиозного характера. Вина вызвана искажением духовных ценностей с боязнью обязательного наказания и осуждения со стороны общества;
  • разрушение надежд, как своих, так и близких людей. Наблюдается, если в детском возрасте индивидуум стремится неукоснительно следовать наставлениям родителей и очень переживает малейшую оплошность. Подобное мировосприятие угрожает принять хроническую форму и отразиться на взрослой жизни;
  • смерть, тяжелое заболевание родственника или близких людей. Человек укоряет себя в беспомощности предотвращения беды. Подобное чувство наблюдается у людей, переживших катастрофу, где объектами, вызывающими вину становятся пострадавшие и жертвы;
  • преднамеренный вред в отношении другого человека. Эмоция порождается причинением боли, изменой, кражей, предательством. После того, как проступок получает должную оценку и наступает период раскаяния.

Не получивший соответствующей оценки родителей, детский проступок приводит к самостоятельному формированию негативной эмоции. При этом совесть, которой сопутствует объективная оценка содеянного, отходит на задний план. Основная причина кроется в страхе перед неминуемым наказанием.

Для привития полезных навыков и формирования личных качеств, наставники часто пользуются обвинением в качестве внешнего влияния на воспитанников. Однако частые манипуляции с чувством грозят обернуться подавлением личности и снижением самооценки.

Причины чувства вины у ребенка

Чувство вины у детей, формируют взрослые, преимущественно родители.

Буквальное восприятие окружающего мира малышом, его непосредственность часто вызывают гнев и непонимание со стороны родителей, иногда даже физическое наказание. Критика воспринимается ребенком как неприятие его существования в целом, а поучения – как упреки.

В результате такого воспитания вырастает закомплексованный, неуверенный в себе человек. На подсознательном уровне он будет считать себя, неполноценным.

Ребенок может:

  • плакать, что не всегда приносит ему облегчение;
  • наказывать сам себя, что проявляется в виде падений, драк и др. Его поведение становится вызывающим, он делает все наперекор требований взрослых;
  • переложить вину на другого человека.

Родителям надо пересмотреть свое отношение к ребенку. Его надо не только любить, но и воспринимать как самостоятельную личность, помогать малышу.

Два момента в воспитании

Первый

Мнение – пострадать, значит очиститься . Вспомните религию. Грешник осознает неправильность своих поступков, мучается, а потом становится праведником. И мы, зная эту модель, ожидаем, что человек переживая, испытывая стыд – тем самым, искупляет свою вину.

Пример – Вы ожидаете человека, который сильно опаздывает. Вы устали, проголодались, замерзли, а он приходит и говорит – «Мне так стыдно, я чувствую вину, простите. Давайте перейдем к делу». На протяжении разговора он еще несколько раз извиняется и вы расходитесь. Он пострадал. Ему было плохо. А Вам каково? От его извинений тепло и вкусно не стало. А если бы он предложил зайти в кафе – погреться, покушать и отдохнуть за его счет? Приятнее с ним вести дела?

Отсюда вывод – чем мучиться от вины – учите ребенка исправлять ситуацию !

Чтобы, будучи взрослым, он понимал, как наладить отношения и вернуть к себе доверие. Показывайте моменты, нуждающиеся в коррекции. Как бы поступили вы или папа. Как поступил бы мальчик из сказки. Приводите примеры, объясняйте чувства другого человека в момент его провинности. Не забывая, что плохи только поступки!

Второй

Любить и принимать ребенка ЛЮБЫМ . Давать ему возможность ошибаться и не отворачиваться от него.

Умение быть снисходительным к себе – прекрасное качество. Сколько мужчин и женщин приходят на консультации с неврозами и расстройством – все делают не так, стыдно быть такими, как есть, угождают, лишь бы не стать изгоем… И эти качества из детства. Должен быть хорошим и удобным – иначе не будут любить. «Пофигистов» на сеансах не бывает! Они счастливые! Перфекционисты стремятся к идеалу. Их внутренний родитель не отпускает уздечки и не дает расслабиться.

Как же тогда воспитывать, спросите Вы? Ведь хочется, чтобы вырос нормальным человеком. Не преступником, не маргиналом. А как, если не виной и стыдом? Ответ однозначный – с любовью.

Даже обвиняя или указывая на неправильность действий, не забывайте, что ребенок нуждается в принятии. «Я все равно люблю тебя!», «Я люблю тебя любым» — вот те слова, которые важно произносить своему малышу (и неважно сколько ему лет 2 или 42). Все поправимо. Ты – классный в любом случае!

Не можем оставить момент – примите себя ! Когда мы любим и принимаем себя, у нас ответное чувство возникает к окружающим. Мы позволяем себе быть неидеальными и живется нам легко! Тем, у кого были строгие родители – тяжело расслабиться и получать удовольствие от жизни. Понимаем.

Учитесь этому у ребенка! Отмечайте свои положительные качества, то, чем можете гордиться! Пусть вина и стыд за что-то прошлое – останется в прошлом. Наслаждаться жизнью – этого не хватает взрослым (сознание заполонили страхи, вина, переживания…). Создавайте любовь, счастье и свободу своими руками!

Вина и стыд – мощный инструмент в воспитании ребенка. Будьте аккуратны с ним и применяйте с любовью!

Читайте также:  4 знака зодиака, которые наиболее скептично относятся к астрологии

Удается ли вам принимать себя? Какие качества вы в себе цените? И как вы объясняете малышу неправильность его действий? Поделитесь в комментариях.

От стыда до вины

Среди устоявшихся культурных кодов человечества есть запрет на прилюдный показ интимных частей своего тела, а также совершение интимных действий при всех. Люди называют это стыдливостью. А то, что это именно культурный код, а вовсе не физиологическая потребность человека, доказывает факт, что в некоторых племенах люди по сию пору ходят обнаженными.

Стыд срабатывает не потому, что совершено нечто безусловно плохое, а оттого, что действие не было одобрено социумом. Стыдливость можно сравнить со страхом – это страх быть осужденным обществом за то, что мы делаем что-то плохое с точки зрения его норм. А нормы обществу нужны обязательно, потому что без норм оно бы не выжило! Стыд ‒ это то чувство, которое человечеству позволило стать человечеством.

Так ребенок, попадая из семьи в другое социальное пространство, в детский сад, обязан соблюдать нормы коллектива. Для своей же пользы. И, если родители не растолковали малышу, что в детском саду, например, нельзя бегать голышом (хотя в их доме это принято), а он бегал, окружающие непременно дадут ребенку понять, что он совершает непотребное. Вот тут-то любой нормальный малыш и испытает стыд. А еще обиду и боль. Причем такая, нанесенная при всех травма может родить чувство вины, пронесенное через всю жизнь, и то естественное, но интимное, что случилось при всех, рискует переродиться в противоестественное.

Когда ребенок начинает осознавать стыд?

Как  понять, когда ребенок начинает осознавать стыд? В первую очередь, родителям надо усвоить, что стыд – не врожденная эмоция. Родившись, ребенок не понимает, за что испытывают стыд и когда это делать уместно.

Все, что он делает, он делает с ведома (или без ведома) взрослых. И именно они должны научить понятиям «плохо» и «хорошо». Но не криками и возмущениями типа «Ты что, совсем не понимаешь? Как тебе не стыдно?», а по-другому.

Да, например, маленький ребенок не понимает, почему неприлично приносить в зал, где сидят гости, свой горшок. Неприлично при всех снимать одежду и садиться на него. Ведь, когда дома только родители, это делать можно? Почему нельзя в этом случае?

Потому что родители не объяснили, что есть определенные правила поведения, личное пространство, интимная гигиена и т.д. Когда ребенку доходчиво объяснят, он поймет и больше не станет делать подобного.

С тех пор, как ребенок начинает осознанно воспринимать, что ему говорят, следует давать разъяснения о чувстве стыда и о ситуациях, в которых возможно его проявление. Определенных возрастных советов не имеется, но родители должны осознавать, что основные приличия следует усвоить к тому времени, как малыш пойдет в детский сад и школу.

Ребенок, которого часто просто стыдят, но не объясняют причин, регулярно получает серьезную психологическую травму. Он чувствует себя униженным, ему обидно, но он не понимает, за что.

Когда ребенок начинает осознавать стыд?

Точно также чувствует малыш, который становится свидетелем  того, как стыдят других детей. Он инстинктивно ощущает свою причастность к происходящему (хотя он может быть и ни при чем) и испытывает стыд.

Примеры неправильного вызывания чувства стыда встречаются в жизни очень часто. Например, в детском саду или школе воспитатель или учитель начинает стыдить ребенка за то, что он дольше всех рисовал, выполнял задание, переписывал текст. 

«Ты слишком долго возился, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что задерживаешь весь класс», «Из-за тебя вся группа позже вышла на прогулку, поэтому тебе должно быть стыдно за то, что гулять будут меньше» — такие фразы нередко звучат от взрослых. Формально формируется противопоставление одного виноватого ребенка всему классу. Все молодцы, а он один – хуже всех, за это ему должно быть стыдно.

Ребенок, однажды испытавший такое, знает, что теперь весь класс, благодаря взрослому, настроен против него, его начнут дразнить, с ним перестанут играть и общаться.

А воспитательница выглядит довольной, она искренне считает, что всё организовала правильно, что теперь виновник задержки будет наказан классом за провинность. 

Она даже не осознает, что заставляет испытывать стыд, который перерастает в чувство вины и портит ребенку психическое развитие.

Как избавить ребенка от чувства вины?

5951

Вина – разрушающее чувство. Она сжимает, подавляет и не даёт получать удовольствие от жизни. Иногда люди лелеют и смакуют чувство вины, считая его синонимом нравственности. Но чувство вины не имеет ничего общего с чувством ответственности.  

Откуда появляется чувство вины у детей?

В детстве мы смотрим широко раскрытыми глазами на родителей и во всём стараемся им подражать. Если родители сказали дочке, что она хорошая – значит, так оно и есть.

Если плохая – информация аналогичным образом воспринимается буквально. Действительно, всё идет из детства.

Взрослые, желая воспитать ответственного человека, ошибочно прививают чувство вины, то есть неуверенность в себе, – вредную привычку с точки зрения психологов.

Навязывая чувство вины детям, родители своего рода стыдят ребёнка. И он, в свою очередь, усваивает по отношению к себе такие понятия как никчемность, никудышность. «Что со мной поделать, если я родился бесперспективным неудачником». Чадо корит и уничижает себя.

Ответственность – это уверенность в себе. Человек умеет проводить причинно-следственные связи между своими поступками и итогами, влиять на обстоятельства. Ответственный человек может попросить прощения, но на этом не останавливается. Он исправляет промахи, учится на них и не повторяет снова.

Читайте также:  Эритрофобия – симптомы, причины, лечение

Представим очень простую ситуацию. Менеджер совершил ошибку на работе и, вместо того чтобы проанализировать, исправить причину, внести поправки в бизнес-процесс, начнёт терзаться чувством вины. «Как я мог всех подвести, мне нет прощения». Подобные переживания только лишь мешают сконцентрироваться. Особо переживающий сотрудник может даже решить, что недостоин занимаемой должности. 

Очень часто родители подменяют ответственность и убеждают по любому поводу просить прощения, не поняв ситуации: «Почему ты побил Катю? А ну проси прощения!» В результате ребёнок либо усваивает чувство вины, либо приучается отмахиваться извинением, не решая проблему.

Самообвинения как средство манипуляций

Иногда бывает так, что мама и папа сами виноваты в том, что их дети ощущают вину. Иногда родители, не замечая этого, вызывают у сына или дочери такие чувства.

Например, сын в очередной раз испачкал или порвал брюки после прогулки, а мама говорит: «Ну вот, опять придётся стирать твою одежду, у меня и так времени ни на что не хватает, брюки скоро изотрутся вконец, а на новые денег нет». В этом случае сын испытывает вину, что расстроил маму. И в следующий раз ему будет страшно сказать ей, что на брюках опять пятно.

Как избавить ребенка от чувства вины?

Ещё один вид манипуляции – это обида. Иногда родители делают вид, что из-за какого-то проступка сына или дочери, они обижаются на него/неё. Тогда  у ребёнка возникает большое чувство вины из-за того, что он обидел маму или папу.

А в будущем, когда родители стареют, а дети взрослеют, первые начинают манипулировать через своё здоровье, свою жизнь, через чувства детей. Родители начинают свою постоянную песню: «Мы отдали тебе все годы, все силы и финансы, а у тебя нет и часа на родную мать с отцом». В этом случае уже повзрослевший ребёнок тоже будет чувствовать себя виноватым.

Избавляем ребёнка от частых самообвинений

Родители должны знать, что делать, если у ребёнка возникло чувство вины. Чтобы воспитать в ребёнке гармоничную личность, не внушайте чувство вины. Избегайте публичных обвинений – исправление ошибок лишь дома, тет-а-тет.

Избегайте оценочных заявлений: «Ты неряха, ты плохой». Лучше заменить на «Мне становится неловко, здесь следовало поступить иначе, проявить ответственность».

Не заставляйте ребёнка формально просить прощение, акцентируйте внимание на том, как разрешить ситуацию.

И сами избегайте чувства вины – оставляйте лишь ответственность.

Чувство вины и его последствия

Дети с высокой инициативой строят планы, ставят цели, пытаются их достигнуть. Но часто они обнаруживают, что на их «хотелки» накладывается общественный запрет.

Например, нельзя просто так взять шоколад в магазине, баловаться в общественном транспорте, хулиганить в гостях. Дети понимают, что многое из того, что они хотят, мама с папой обязательно запретят.

Ребёнок готов был бы идти наперекор всему, но у него начинает формироваться самоконтроль, который мешает ему делать всё, что он хочет.

Несмотря на это, в глубине души желания остаются. И это состояние «я знаю, что это делать нельзя, но всё равно хочу» заставляет вашего сына или дочь ощущать чувство вины.

У ребёнка существует своя логика, которая отличается от логики взрослых. Для него «чувствовать»  и «делать» – почти одно и то же.

Кроме этого, в силу возраста ребёнку сложно удержаться и не сделать того, что он хочет. Перестав бороться с собой, он нарушает родительский запрет. И когда мама с папой начинают ругать его, он опять чувствует вину. И если это происходит часто, то чувство вины надолго останется  у него в душе.

Правильное воспитание

Поговорим о правильном воспитании ребенка

  1. Ваш ребенок вовсе не ваш. Он призван помочь вам научится любить и проявлять эту любовь ко всем, в том числе и к ребенку.
  2. Признайте в ребенке личность, такую же, как и вы. Плавно, осторожно ведите его за руку, поддерживайте его устремление к познанию и не мешайте развиваться.
  3. Помогите ребенку познать самого себя, не навязывайте своих убеждений, особенно негативных.
  4. Следите за своими мыслями, словами, поступками и отношениями в паре. Помните, ребенок – губка, впитывающая все от вас.
  5. Прививайте ребенку чувство ответственности, приучайте к самостоятельности и поощряйте к труду.
  6. Чаще бывайте вместе: разговаривайте, читайте , гуляйте. Развивайте в каждом из вас чувство прекрасного.
  7. Будьте примером своему ребенку в своих поступках по отношению ко всему живому.
  8. Воспитывайте в ребенке уважение к себе, к вам и другим людям.

Самое главное – это равенство отношений, за которым стоит принятие другого как самого себя.

Воспитывая себя, мы меняем мир вокруг и позволяем себе жить настоящей жизнью.

Будьте счастливы.

Хватит ныть, как девчонка / девочки так себя не ведут

Фразы, подавляющие индивидуальность ребенка и внушающие установку «Я плохой». Плач – нормальный акт проявления эмоций как для мальчиков, так и для девочек. Нужно, наоборот, поощрять выражение и проговаривание чувств. Необходимо помочь ребенку разбираться в этой сложной «науке».

Кроме этого, в вопросах воспитания важно отходить от гендерных стереотипов и обращать внимание на индивидуальные особенности темперамента, структуры личности.

Чем заменить

«Ты чувствуешь обиду / злость / разочарование (другое), это нормально. Расскажи мне подробнее, что случилось. Я постараюсь помочь тебе».