6.4. Богатство и бедность в общественном сознании

Согласно прогнозам Всемирного банка, сделанным в конце прошлого года, в 2020-м валовой внутренний продукт (ВВП) России должен был бы вырасти на 1%. По сегодняшним оценкам, в этом году ВВП страны может уменьшиться на 6% в результате снижения мировых цен на нефть и масштабного экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. Это может обратить вспять процесс снижения уровня бедности, который наблюдался в России с 2015 года.

Как система работала до кризиса

По нашим оценкам, в 2019 году российская система налоговой и социальной политики снижала уровень абсолютной бедности на треть (уровень бедности в российской статистической практике рассчитывается как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, рассчитанного для трех групп населения — детей до 16 лет, взрослых и лиц пенсионного возраста). Уровень неравенства, измеряемый коэффициентом Джини (этот коэффициент показывает степень расслоения общества по доходам и может изменяться от 0 до 1), она снижала на четверть.

бедность и нравственность

  • 10 февраля 20 18:36 18:36 829

    есть такое мнение будто бедность влияет плохо на нравственное состояние человека. Что бедный человек больше подвержен зависти, а еще он более подвержен грубости. Что условия скудной материально жизни, при которой приходится на всем экономить, человека ОЖЕСТОЧАЕТ и ДЕЛАЕТ ЕГО ГРУБЫМ И ДАЖЕ НЕТЕРПИМЫМ. И так как у него нет денег на такие вещи как театр хороший, концерты хорошие и другое высокое искусство, должное смягчать нравы человека, соотвественно бедный чаще бывает грубым и чаще недалеким, чем человек не бедный. В тоже время, Евангелие совсем по другому повествует о бедных и богатых. ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ? Данная тема не о НИЩЕТЕ, А О БЕДНОСТИ

Экономическая идентичность богатых и бедных

Под личностной идентичностью понимают набор индивидуальных характеристик, которые делают человека одновременно подобным самому себе и отличным от других.

Социальная идентичность охватывает ту часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе, а также ценностного и эмоционального значения, придаваемого такому членству. (Хащенко В.А., 2004)

Ведущая роль в процессе формирования экономический идентичности принадлежит факторам материального характера. Очевидно, что материальные блага играют важную роль в повседневной жизни, в способах восприятия и оценки человеком самого себя и других людей. В материальных благах заключены не только их очевидные функциональные или коммерческие назначения, они формируют сложную систему социальных символов, несущих информацию об их владельцах. Например, собственность символизирует не только личностные качества индивида, но и группы, к которой он принадлежит, его общее социально-экономическое положение. Люди не только выражают свои личностные и социальные качества посредством материальных благ, но также делают выводы об идентичности других людей на основе их собственности (Хащенко В.А, 2004).

Экономическая идентичность так же связана с культурными и нравственными традициями. Она основывается на сложившихся в менталитете данного народа представлениях о богатстве и бедности, закрепленных в обыденном сознании, пословицах, поговорках и анекдотах. Эти представления чаще всего нравственно окрашены («с трудов праведных не построишь палат каменных»). Поэтому экономическая идентичность всегда предполагает и нравственный аспект переживания своей принадлежности группе собственников (необязательно осознаваемый личностью), который тесно связан с проявлениями чувства социальной справедливости. Аффективный компонент экономической идентичности включает переживание своего членства с точки зрения отношения к нему других людей, с позиций нравственных норм и влияет на построение системы социальных отношений с окружающими: я — «бедный», зато честный и поэтому заслуживаю поддержки окружающих, я — «богатый», значит благополучный и должен делится с окружающими. (Хащенко В.А, 2004)

Исследование, проведенное И.Ю Дьяконовым. и М.Л. Бутовской показывает, что по большей мере бедные (особенно люди находящие в состоянии крайней бедноты — нищенства) склонны защищать собственную самооценку путем отказа от идентификации со стигматизированной группой бедных, особенно в начале процесса переживания своего бедного состояния. По мере усугубления своего материального состояния и длительности пребывания в состоянии бедноты, люди, находящиеся на нижней социальной ступени начинают считать себя менее счастливыми, менее удачливыми, менее оптимистичными, более замкнутыми, более одинокими и более грязными (физически), менее тревожными и более плохими людьми. Стоит отметить, что бедные имеют более низкую аутосимпатию. Симпатия человека к Я позволяет ему сохранять высокий уровень самоуважения. По-видимому, у бедных людей, по той или иной причине ослабевает чувство аутосимпатии, в связи с чем актуальная тяжелая ситуация бедных сказывается на ух самоуважении (Дьяконов И.Ю., 2003).

Следовательно, бедные имеют низкий уровень самоуважения, ощущают себя более замкнутыми и одинокими и менее счастливыми.

Чаще всего богатые люди не считают себя таковыми. Об этом говорит проведенной преддипломное исследование А.В Барановой: подавляющее число довольно обеспеченных людей относит себя к категории людей со средним достатком. Известно, что по мере роста благосостояния человека изменяются субъективные стандарты оценки его имущественного статуса. При этом их рост значительно опережает объективные изменения: чем выше объективное экономическое положение индивида, тем выше стандарт имущественных требований (так называемая «точка отсчета»), на основе которого он оценивает свой экономический статус. (Хащенко В.А, 2004)

Что касается самоощущение богатых, то, если взглянуть на данные таблицы №3 (см. приложение), то можно убедиться в том, что для богатых характерна более высокая самооценка и более полная самореализация.(Тихонова Н.Е., 2003)

Следовательно, довольно часто богатые люди не ощущают себя таковыми, одновременно с этим, богатые имеют более высокую самооценку.

Выход: смена привычек и изменение мышления

Первым делом надо перестать ныть, жалеть себя и завидовать окружающим. Следующим шагом станет пересмотр принципов экономии. Не стоит усиленно латать дыры в бюджете, можно отойти от ситуации, здраво взглянув на вещи и пересмотреть источники дохода.

Меняйте свои пристрастия, привычки и дела, стремитесь к новым достижениям. Конечно, далеко не все получится сразу, но даже один день, проведенный без пустых разговоров о том, что «все плохо», можно засчитать себе в плюс. Стоит только чуть-чуть выйти из зоны комфорта, сходить вечером на прогулку, встать на полчаса пораньше и просмотреть вакансии.

Не рассчитывайте сразу на высокие должности и баснословные оклады. В конце концов, даже миллионеры начинали когда-то свой путь, и многие из них были официантами или разносчиками пиццы.

Если у вас не хватает образования или навыков, то самое время получить все эти недостающие вещи, смело вкладывайте деньги в то, что обогатит вас новыми знаниями и умениями.

Светлана,

И в заключении: про пересчет богатств.  

Знаете, кто больше всего любит пересчитывать деньги? Маленькие дети. Они залезают в свои копилки и бесконечно складывают монетки в стопочки. Малыши еще даже не знаю, что это такое. Они таким образом оценивают свои возможности. И строят планы: куплю мороженое, куклу и маме конфетку. И чувствуют себя богатейшими из людей. Если кому-то для уверенности в завтрашнем дне, надо знать, сколько денег у него на счету, то это нормально. Это не бедность, это вообще-то называется здоровое планирование. И я дико завидую тем, кто умеет это делать, потому что жизнь их в разы спокойнее, размереннее и, извините, богаче.