4 простых правила воспитания ребенка. Советы психологов

Все родители очень схожи в одном: они хотят счастья и лучшей жизни своим детям. И всегда мучаются вопросом, как же воспитать ребенка, чтобы все у него получилось во взрослой жизни. Правильных советов не существует, но есть определенные приемы воспитания, которые помогут вырастить ребенка успешным.

Подробный обзор

Воспитываем ребенка правильно: самые распространенные ошибки в воспитании

Наверняка каждый бы из нас хотел избежать ошибок в воспитании своего чада. Естественно, в жизни очень часто возникают нестандартные ситуации, которые ставят в тупик молодых родителей. Они начинают изучать специальную литературу, спрашивать советов у знакомых, бороздить просторы интернета в поисках ответов на свои вопросы, но зачастую мнения источников настолько разнятся, что приводят родителей к еще большей растерянности и панике.

Давайте все же попытаемся проанализировать самые распространенные ошибки, которые допускаются молодыми родителями, чтобы в дальнейшем постараться избежать их по отношению к своему ребенку. Итак:

Чрезмерная эмоциональность родителей и беспричинная паника

Сразу же после рождения ребенка у родителей очень часто может наблюдаться паника. Обычно это касается здоровья малыша и объясняется одной простой причиной: отсутствием необходимого опыта по уходу за детьми. Даже простое срыгивание или банальная простуда чада могут напугать родителей и они начинают паниковать.

Что же делать в такой ситуации? Для начала — нужно успокоиться, а затем позвонить детскому доктору, который наверняка подскажет выход. Помните, что у маленьких детей очень развита реакция на психоэмоциональное состояние мамы и папы, что крайне негативно сказывается на его еще не окрепшей нервной системе. И если вы не хотите вырастить нервного и психически неуравновешенного малыша, прекратите паниковать по пустякам и демонстрировать это своему ребенку.

Излишний контроль и лишение самостоятельности

Конечно же, каждый родитель испытывает страх за здоровье и жизнь своего малыша. Но стремление во всем контролировать ситуацию может привести к крайне неприятным последствиям. Делая первые шаги, ребенок познает мир, и если вы будете мешать ему в этом, он будет раздражаться, плакать, не исключены и детские истерики.

Что же делать? Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным, уберите все предметы с его пути, которые могут представлять для него опасность, и просто будьте рядом.

Помните, что чрезмерная опека лишает детей самостоятельности и приводит к неумению решать проблемы в дальнейшей, взрослой жизни.

Чрезмерная требовательность и строгость

Постоянные непомерные требования и строгое отношение к ребенку приведут к тому, что даже став взрослым, он будет оглядываться назад и сомневаться в правильности каждого своего шага.

Последствиями такого воспитания могут быть низкая самооценка, постоянная неуверенность в себе, а также перфекционизм, что в дальнейшем негативно скажется на его психике.

Воспитываем ребенка правильно: самые распространенные ошибки в воспитании

Избалованность и вседозволенность

Выполняя все желания своего чада, иногда даже во вред своим интересам или интересам других людей, будьте уверены, что из него вырастет самовлюбленный эгоист, который никогда не будет считаться с мнением других людей.

Этот же результат, к которому прибавится еще и наглость, ждет вас и вашего ребенка, если вы, вопреки здравому смыслу, позволяете дитю делать все, что ему вздумается. К примеру, на прошлых выходных, отдыхая в небольшом кафе со своей семьей, я имела возможность наблюдать картину, когда ребенок лет пяти бегал по всему кафе, подсаживался за чужие столики, приставая к людям с расспросами и мешая отдыхать. А его родители сидели рядышком, через несколько столиков, и совсем не обращали внимание на поведение своего ребенка.

Воплощение в ребенке своих несбывшихся мечт

Некоторые родители, не считаясь с мнением и способностями своего малыша, пытаются навязать ему то, о чем они сами мечтали, но так и не достигли. К примеру, вы мечтали в детстве стать балериной, но у вас не было возможностей это сделать. И вы решили воплотить свою мечту в дочери, записав ее в балетную школу вопреки ее желаниям и способностям.

Что имеем в итоге? У дочери ничего не получается, нет желания заниматься нелюбимым делом, в результате – низкая самооценка, полное отвращение к искусству и протест против любых родительских инициатив.

Непоследовательность в своих действиях и словах

Малыш не слушается и вы решили его наказать, установив некоторые ограничения и запреты, например, запретив доступ к просмотру мультфильмов, а через некоторое время, забыв об этом, усаживаете ребенка перед телевизором?

Будьте уверены, что теперь малыш не будет воспринимать ваши слова всерьез и вы надолго потеряете его доверие. В следующий раз он уже не обратит внимание на ваши запреты. Поэтому будьте последовательны в своих словах и действиях!

Это касается и вашего поведения. Если мама или папа сами совершают поступки, за которые они наказывают своего ребенка, малыш сразу же почувствует фальшь. Помните, что зачастую дети копируют поведение своих родителей и поэтому будьте для них достойным примером!

Надеюсь, эти советы о правильном воспитании детей с рождения помогут вам воспитать прекрасных сыновей и дочерей!

И напоследок видео по теме:

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
  • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.

    Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

    Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Как родители должны правильно воспитывать маленьких детей дома (с видео)

Конечно же, на первых порах жизни ребенок многого не знает, поэтому инструкции требуются практически ко всему. Отношения родителей и детей одновременно и не сводятся к инструкциям, и без инструкций невозможны. Это один из естественных и необходимых элементов в общении между старшим и младшим поколением.

Как родители должны воспитывать детей, пока малыш еще не понимает сложных вещей и витиеватых обращений?

Необходимы простые и четкие инструкции, понятные пояснения и указания будут очень полезны, когда ребенок осваивает любое новое дело или в первый раз делает трудное упражнение либо решает задачу. Твердые инструкции родители должны давать ребенку, когда тот пробует не реагировать на мягкие обращения к нему.

Все пояснения и наставления должны даваться четко и спокойно, без крика и возмущения, только тогда они с большей вероятностью будут выполнены. Если не срабатывает один раз, значит, нужно набраться терпения и повторить спокойно и раздельно, желательно глядя ребенку в глаза.

Как правильно воспитывать маленького ребенка, чтобы не возникало конфликтных ситуаций в детском саду или школе с педагогами?

Надо научить ребенка выполнять распоряжения старших, при этом, не капризничая, не спрашивая, почему же он, а не кто-то другой. Родители должны научить его внимательно слушать поручение, спрашивать детали, а также просить разрешение на высказывание своего мнения. Это еще один камень преткновения детей и старших – родителей, учителей.

С одной стороны, ребенка нужно научить выполнять просьбы, с другой – размышлять и приходить к собственным выводам, быть самостоятельно мыслящей личностью, а не послушным исполнителем. Некоторые конфликтные ситуации замешаны на повышенной демократичности воспитания, когда ребенку дается слишком много воли, и он использует ее так, как ему хочется. Такие ошибки в воспитании детей приводят к общему ослаблению авторитета взрослых у ребенка.

Как воспитывать ребенка дома, чтобы выстроит доверительные отношения?

При получении каких-то указаний дети должны научиться спрашивать сроки, говорить о своих затруднениях, решать их, а не бросать дело при первой же неудаче. Кроме того, у ребенка нужно выработать привычку рассказывать об успешном завершении какого-либо поручения, причем не в форме вопроса «Ну что, все?», а в форме вопроса «Нужно ли сделать что-то еще? Могу ли я помочь чем-то еще?» Кроме того, этика общения со взрослыми должна включать в себя твердое понимание ребенком безусловного приоритета разговора со старшими перед разговорами с ровесниками. Так проявляется уважение – когда к ребенку обращается взрослый, малыш не должен отвлекаться на вопросы и разговоры с братом или сестрой, друзьями, подросток не должен отвлекаться на звонки телефона, пока родители не завершат свой разговор с ним.

Если взрослый недоволен ребенком, тот не должен обижаться и переубеждать старшего. Наилучшей реакцией будет вопрос, что стало причиной недовольства, и если критика обоснованная, адекватная, то младший должен исправить ситуацию и сделать выводы на будущее.

На этом видео показано, как правильно воспитывать детей в семье:

Самые распространенные воспитательные методы

Далеко не все родители, например, из-за занятости на работе или в силу врожденной черствости характера, способны чутко чувствовать своего ребенка. В таких семьях не практикуется гибкий подход к воспитанию. Взрослые, в общении со своим ребенком используют проверенные временем, но далеко не всем малышам подходящие методики воспитания.

Метод физических наказаний

Самый спорный метод воспитания детей. Большинство психологов сходится во мнении, что применять силу по отношению к собственному отпрыску способны лишь ущербные, закомплексованные личности. Они не в состоянии объяснить малышу чего от него хотят, злятся и вытесняют свою злобу на более слабом человеке.

Несмотря на это, некоторые родители могут и сейчас отшлепать непослушного карапуза и не видят в этом ничего плохого. А многие взрослые, которые получали в детстве от родителей «воспитательные подзатыльники», даже благодарны им за это и уверенны, что именно такой метод воспитания сделал из них настоящих людей.

Метод не пререкания

Такой метод подходит только очень терпеливым родителям. Вся его суть заключается в умении спокойно, твердо и без лишних эмоций настоять на своем. Когда ребенок капризничает и на все увещевания взрослых кричит «не хочу» или «не буду», необходимо четко и аргументировано объяснить почему «будет» и почему «надо».

Такой метод требует поистине ангельского терпения от взрослых. Зато кроха поймет, что все его капризы не приведут к желаемому результату и скушать кашу или лечь спать пораньше все-таки придется.

Метод «раз, два, три»

Лучше всего данный метод действует на маленьких детей. Как только малыш начинает делать что-либо недозволенное, взрослые должны начать считать. До этого, конечно, необходимо объяснить чаду, какое наказание его ждет, если на счет «три» он не прекратит нежелательные действия.

Маме и папе нужно быть готовым к тому, что их отпрыск сперва обязательно проверит их решительность и, скорее всего, с первого раза ослушается. Наказание должно последовать незамедлительно, тогда малыш поймет, что родители настроены серьезно. Скорее всего, в следующий раз, при начале подсчета, негативные действия прекратятся малышом сразу же.

Метод подкрепления

Этот метод очень хорошо работает как в дошкольном, так и школьном возрасте. Если ребенок сделал что-то правильно или совершил хороший поступок его обязательно следует похвалить. Причем сделать это можно также в присутствии родных или гостей. Даже на небольшие победы малыша нужно обращать внимание и хвалить. Но следить за тем, чтобы не перейти грань и похвала не переросла в восхваление.

В том случае, если был совершен проступок, ребенку следует объяснить почему такое не должно повторяться в будущем. О негативных поступках своего чада должны знать только родные, на всеобщее порицание их выносить не стоит.

Метод убеждения

Суть этого метода основана на обычной беседе. Взрослым стоит контролировать ее ход и следить за тем, чтобы это был разговор «на равных», но ни в коем случае, не нравоучения.

В случае проступка малыша, кто-то из родных должен пригласить его на разговор, во время которого наставления и угрозы недопустимы. Ребенку нужно спокойным тоном объяснить почему-то, что он сделал плохо и подкрепить свои доводы примерами из жизни. Беседу необходимо подвести к тому, чтобы малыш самостоятельно сделал правильные выводы.

Не игнорируйте

Большая ошибка родителей – строгий взгляд как средство контроля над детьми. Тяжело воспринимает ребенок и привычку родителей не смотреть в глаза.

«Для каждого ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе. Еще тяжелее воспринимается родительское игнорирование, молчание», – отмечает психолог.

Не игнорируйте

Желательно поддерживать в доме доброжелательную атмосферу. Повышение голоса – крайняя мера, а не привычная манера общения между членами семьи.

Занимайтесь чтением

Воспитать успешного ребенка можно не только через какие-то конкретные приемы, но и через такие мелочи, как совместное времяпрепровождение и чтение. Ведь состоявшийся ребенок – это не только человек, умеющий принимать решения и нести за них ответственность. Он интеллектуально развитая, с широким кругозором личность. Преимущества чтения: повышение уровня мозговой активности, словарного запаса и развитие языковых способностей.

Занимайтесь чтением

Вы можете начинать читать ребенку с самых ранних лет, потом заниматься этим вместе. А потом ребенок сам будет тянуться за книжкой. Частое чтение развивает у детей фантазию, рождает различные идеи и концепции. Эти способности очень здорово могут помочь ребенку в будущем, в поиске себя и своего призвания.

А теперь о методиках Бенджамина Спока, Фридриха Фребеля, Кершенштейнера и Джона Дьюи

То, что мы не уделили внимание каждому из этих людей не значит, что они ничего не сделали. Мы решили не углубляться в их теории, потому что сейчас они интересны только в качестве теории и для общего развития. Давайте о каждом в отдельности и кратко.

Книгу издали в 1946 году и она стала бестселлером.

Доктор Спок решил изучать психоанализ потому что считал, что это поможет лучше понять, в чем нуждается ребенок и как вести себя родителям. И его труды были не напрасны, выход книги пришелся на период так называемого бэби-бума в Америке и ее раскупали как горячие пирожки. Идеи доктора Спока перевернули традиционное представление о воспитании детей и повлияли на несколько поколений.

В чем же тогда проблема? Дело в том, что революционные идеи Спока тогда, перестали быть таковыми сейчас, а некоторые вещи и вовсе опасны и неприемлемы. Например, укладывать маленького ребенка спать лежа на животе или то, что не существует связи между здоровьем ребенка и типом его вскармливания. И в целом, его советы во многом очевидны для современных родителей и поэтому не имеет смысла подробно его разбирать. Если есть желание узнать о его методике подробнее, то вот ссылка на книгу.

Фридрих Фребель — педагог, теоретик дошкольного воспитания и создатель понятия «детский сад». Основная идея — создать условия для «самораскрытия» ребенка, а из этого уже вытекают тезисы о недопустимости телесных наказаний, необходимости разностороннего раннего развития, помещения ребенка в коллектив и окружение его любовью.

Еще есть «дары Фребеля» — это набор из 6 предметов, которые помогают ребенку в освоении самых простых понятий. Дар 1 — мяч, в качестве материала чаще всего использовалась шерсть. Дар 2 — деревянные куб, шар и цилиндр. Дар 3 — куб, разрезанный на 8 кубиков. Дар 4 — куб, разделенный на 8 плиток. Дар 5 — куб, разрезанный по диагонали пополам на кубики. Дар 6 — куб, разделенный на 27 «кирпичиков», часть из которых делится вдоль, а часть — поперек. Если интересно, то вот книга Фридриха Фребеля, доступна в электронном виде, а «дары Фребеля» можно купить на Ozon. Только предупреждаем — дорого.

Кершенштейнера и Дьюи мы решили не разбирать подробно, потому что это заняло бы не одну страницу, а рассказывать кратко нет смысла. Но нужно знать, что они внесли свою лепту и причем немалую. Эти двое вместе с Марией Монтессори и Антоном Семеновичем Макаренко признаны ЮНЕСКО людьми, которые заложили основы современной педагогики.

Как добиться того, чтобы ребенок вас слушал?

00:19:33 Так вот карма действует в разных народах. Итак, если сын плохой, у него не будет ни малейшего желания сотрудничать с родителями. И в будущем он будет советы брать у других посторонних людей. Если кто-то начнет его уважать, он будет слушать этого человека. Принцип, запишите. Ребенок всегда слушает того, кто его уважает. А в воспитании самое главное – это чтобы ваш ребенок вас слышал. Вот за что идет борьба. Борьба за уши идет. Кто овладел ушами, тот хозяин ребенка.

00:20:12 Четвертый пункт. Давать свободу совершать ошибки. Пусть совершает ошибки, как можно чаще. Но родители боятся, чтобы мой ребенок лишний раз не навредил себе, он…, они не позволяют ему получить опыт. Все делают за него, опасаются, чтобы он лишний раз не пострадал, но это плохо, пусть пострадает. Вы можете ему говорить тысячу раз: «Это нельзя, это нельзя», вот как ребенок маленький лезет в розетку – и все. Нельзя – лезет, нельзя – лезет. Надо слегка его током дернуть, меньше, чтоб не 220 вольт, где-то там вольт 50 пускай дернет разочек – все, запомнит на всю жизнь, что там «бо-бо». В огонь лезет – надо ему дать так «На уголек, дотронься. На уголек, вот видишь, уголек. Красивый, да? Красивый. Бо-бо» «Не верю» «Возьми» «Ааааа!!! Бо-бо, верю» То есть, с детства им нужно давать получать опыт. Таким образом, родители, они не дают ему развиваться, ошибаться. Он выходит тоже не зрелым человеком, и он начинает ошибаться уже взрослым, но взрослым уже будут непростительные ошибки. Понимаете разницу? В детстве все прощается, взрослым – нет. Там уже карма работает по полной программе. Ну например, «Мама, можно я пойду в магазин?» «Нет, сиди дома, а вдруг тебя кто-нибудь там обидит?» «Все, нет, ты не правильно сделаешь» «А можно я вот помогу тебе картошку почистить» «Нет, ты много срежешь» Понимаете? Они не разрешают ничего ему делать. Он хочет, он лезет, они: «Нет! Не делай» Таким образом, ребенок не развивается, ничего нельзя. Как в этой юмореске, помните? «Эй, низззяяя» «Ай ай ай» «Ниизззя» Ничего нельзя. Ну он пришел в этот мир, чтобы действовать.

00:22:09 И кстати, аппендикс отвечает за… аппендикс – это железа, железа, которая отвечает за деятельность. Если ребенку запрещать все делать, то есть, у него нет способности действовать, у него может вспыхнуть аппендицит. Имейте ввиду. У взрослых тоже самое, если он чего-то хочет, ему все время его инициативу обрезают везде, у него может вспыхнуть аппендицит. Итак, ничего нельзя. А потом ещё орут на него за это: «Почему у тебя руки не из того места растут. Ты недоделанный. Все не так делаешь» А почему у него руки должны быть на месте, если он никогда не ошибался? Он на ошибках не учился. И когда он уже подрастает, что-то начинает делать, он все коряво начинает делать, у него кувырком все идет. И у него тоже комплекс неполноценности развивается. Он думает: «Лучше я вообще ничего делать не буду, чем надо мной будут смеяться» Я вот помню своё детство, меня дед воспитывал, он никогда за меня ничего не делал, если я велик ломал, он говорил: «Сам чини! Я тебе покажу, как это делать. Вот инструменты, бери и чини» «Я не знаю» «Ну а кто знает? Твой велосипед или чей?» Я говорю: «Мой» «Ну давай делай. Спрашивай у меня, я тебе буду говорить. Вот эта идет втулка сюда, вот эта сюда. Вот этот подшипник сюда. Все не так делал, неправильно сделал. Разбирай заново и снова собирай» А кто его этому научил? Его отец этому научил. Он говорит, он сам рассказывал про свою жизнь. «После гражданской войны разруха была. Мы» говорит, «с отцом выходили вместе, и он давал косу старшему, младшему. У всех была коса, размером с их телом, и все вот косили». Половина поля была просто замята, а голод был. Просто замята, они не правильно все это делали. Он говорил: «Пусть ошибаются, зато научаться» Таким образом, вы заметьте, что вот это поколение, они были жизнестойкие, то есть, они выдержали, даже войну выдержали. Таким образом, отец должен учить ребенка ошибаться. Пусть он постоянно ошибается. Это правило.

Установите правила

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал, что не может дотрагиваться до духовки, дотронуться до важного оборудования, потянуть за волосы и т. д. — вы должны сказать ему об этом. Успокойся и твердо скажи: «ты не должен трогать, потому что можешь обжечься», «ты не должен трогать, потому что это мои вещи», и делай это каждый раз. Помните, однако, не умножайте запреты без необходимости быть легким для понимания. Запреты и заповеди учат маленького человека, как жить, что правильно, а что нет. Ребенок не родился с этим знанием. Помните также, что ребенок еще раз проверит ваше поведение, или если вы все еще не можете сделать то, что было запрещено, поэтому очень важно быть последовательным.

Читайте также:  Почему нельзя разговаривать с незнакомцами?