4 главные рекомендации, как научить ребёнка самостоятельности

Часто родители жалуются на то, что ребёнок не может без них и шагу ступить, не умеет самостоятельно принимать решения. Как правило, если так происходит, это означает, что мама и папа допустили серьёзные ошибки в воспитании. Специалисты выделяют 10 признаков несамостоятельного ребёнка. Если у малыша присутствует один или несколько из них, родителям следует задуматься о том, что они делают не так.

Ах какая мука – воспитывать!

Инфантильные дети чаще вырастают в тех семьях, где родители либо чрезмерно опекают, либо морально подавляют своих отпрысков, не оставляя им не то что простора, а даже лазейки для самостоятельных действий и решений.

Гиперопекой чаще отличаются поздние мамы и папы, а также те, кому наследники достались очень тяжело. Например, если ребёнок в раннем детстве тяжело болел, то его родители и в более позднем возрасте пытаются оградить чадо от любых трудностей. Из таких детей, выросших в оранжерейных условиях, в будущем могут вырасти лентяи, маменькины сынки и социофобы, испытывающие панический страх перед необходимостью принимать самостоятельные решения.

Авторитарные родители, которые стремятся контролировать жизнь своих наследников даже в мелочах, ведут себя с детьми, как военачальники перед строем. Они диктуют им, как надо поступать в том или ином случае, в каком кружке заниматься, с кем дружить. Конечно, всё это делается ради ребёнка – ведь взрослому с высоты опыта виднее. Но, увы, благодаря такой медвежьей услуге дети либо привыкают действовать исключительно по указке, либо начинают бунтовать против родительской тирании.

Ах какая мука – воспитывать!

Третий тип мам и пап, у которых получаются несамостоятельные отпрыски, – безучастные или вечно занятые родители, для которых самое главное, чтобы ребёнок был одет-обут, а заниматься его развитием им или неохота, или некогда.

Ворчуны и Несмеяны. Как исправить ребёнка-нытика

Как приучить ребенка к самостоятельности, справиться с его инфантильностью?

Начнем с того, что дети не рождаются безвольными. Их делает такими воспитание в семье. Вы с раннего возраста чрезмерно опекали свое чадо, контролировали каждый его шаг и решали за него что и когда делать, какую одежду носить и так далее? Что ж, в таком случае ждать, что в одно мгновение ребенок станет самостоятельной личностью — нечестно. Как научить подростка быть самостоятельным и избавиться от инфантильности? Начните поэтапно приучать принимать решения и отвечать за их последствия.

Дайте свободу выбора

Регулярно создавайте для подростка ситуации, когда ему нужно самостоятельно сделать выбор. Начните с простых вещей. Например, ребенку нужны джинсы или другая одежда. В магазин вы можете идти вместе, даже можете высказать свое мнение, но только по поводу «велико» — «мало» и определить максимальную сумму. Все остальное представьте решать ребенку. Точно также стоит оставить право решающего слова при выборе интерьера для своей комнаты или наряда для вечеринки.

Если ребенок никак не может определиться, помогите ему. Например, предложите посчитать плюсы и минусы, подумать о практичности и так далее. То есть научите делать выбор не импульсивно, а обдуманно. Вполне вероятно выбор ребенка не доставит вам удовольствия. Но будьте последовательны, если уж предложили самому решать, то уважайте это решение.

Разрешите ребенку делать ошибки

Ваше чадо решило самостоятельно погладить себе рубашку, приготовить яичницу или что-то другое. Естественно, что первые попытки будут не самыми удачными. Не бросайтесь тут же делать все за него, а критикуйте только конструктивно без перехода на личности (криворукий, балбес и т. п.).

Чадо собирается на прогулку и надел одежду явно не по погоде. Не командуйте: «сними это, и надень то», спокойно предложите взглянуть в окно и на градусник, затем поинтересуйтесь: «ты уверен, что не замерзнешь (не промокнешь, не будет жарко)»? Если ребенок уверен в своем выборе — не отговаривайте.

Учите планировать

Начните с малого — планирования дел на день. Например, после школы вынести мусор и пропылесосить до 16 часов, а сделать уроки до 20-00. Это с одной стороны поможет чаду контролировать себя, а с другой стороны — даст относительную свободу.

Учите планировать и более долгосрочные задачи. Например, у подростка проблемы с иностранным языком или хромает успеваемость по другим предметам. Обсудите вместе, как исправить положение. Можно каждый день заучивать по 20 новых слов или решать по 2 задачи. Каждый день интересуйтесь его успехами в этом направлении.

Доверяйте делать покупки

Ничто так не дисциплинирует и не приучает к ответственности, как покупка продуктов для семьи. Начинайте с малого — прежде чем отправиться в магазин, составьте список необходимого и привлекайте к этому ребенку. Пусть он сам заглянет в холодильник и оценит его содержимое — кончились йогурты, нет масла и так далее. Для начала сходите в магазин вместе, а в последствии доверяйте делать определенные покупки ему. Иногда просто оставляйте ребенку список и деньги, а иногда дайте ему возможность проявить инициативу и оценить необходимость в том или ином: «посмотри, хлеба и молока хватит на завтра?»

Читайте также:  Описание препарата МАПРОТИЛИН (MAPROTILINE)

Поощряйте инициативу

У подростков может быть свое видение некоторых вещей или отношение к событиям. Поощряйте его высказывать свои мысли, даже если они расходятся с вашими. Что ты думаешь о наших новых соседях? Тебе нравится новая прическа Кати? Ты слышал про тот случай? Как думаешь, что там случилось на самом деле? Поощряйте ребенка высказывать свое мнение, а если с ним не согласны, то дискутируйте, как со взрослым человеком, без насмешек.

Чаще обращайтесь за помощью и советом

У вас ожидаются гости или просто не знаете что приготовить на обед? Почему не поинтересоваться мнением подростка по поводу блюд, а заодно привлечь к их приготовлению?

Планируете семейный отдых на курорте? Резонно спросить мнение ребенка и учесть его. Кстати, укладывая чемоданы, представьте ему самостоятельно сложить свои вещи. В крайнем случае, вы всегда сможете доложить недостающее.

Наберитесь терпения

Не факт, что на начальном этапе новых взаимоотношений ваш ребенок тут же начнет проявлять самостоятельность и инициативу. Но если вы не будет отступать от намеченных действий ежедневно, и при этом будете доброжелательны (в конце концов, это вы его таким воспитали), то такое отношение постепенно войдет в привычку. Со временем подросток научится сам принимать решения и станет более ответственным.

Что ребенок в полтора-два года может делать сам?

  • В быту – уборка игрушек, одевание/раздевание, умывание, мытье рук, чистка зубов, укладывание на сон, даже питье и еда. Дети в два года вполне способны одеться без помощи родителей, если им позволяют. Конечно, малыши все делают долго, что и приводит к неудачам. Родители просто не выдерживают и бросаются выполнять задачу вместо своего чада. Однако именно эта ошибка с вероятностью в 100 % гарантирует вам взрослого лентяя. Ведь ребенок быстро понимает, что ему не нужно напрягаться, мама сделает за него. Другая крайность – требовать от малыша самостоятельности, когда он просит помощи или не может справиться в силу малого опыта. Нельзя стоять над ним как Немезида и заставлять завязывать шнурки, если он явно не сможет этого сделать. Задача родителя – мягко, но требовательно научить ребенка делать все самостоятельно. И в этом очень важен пример, настойчивость и эмпатия;
  • В играх – решать, какие игрушки он хочет, с кем дружить и где гулять. Все это под силу детям двух лет. Однако не стоит ждать, что малыш примет сложное решение без вариантов ответа. Это слишком большой стресс для него. Поэтому маме стоит предложить приемлемые пути. Например, «мы можем пойти в парк или поиграть в песочнице». «Выбирай, какие краски ты хочешь». И так далее;
  • Что есть, и главное – когда есть. Это очень важно с самого рождения. Наши бабушки привыкли пичкать малышей едой, независимо от их желания. Не хочет доедать последнюю ложку супа, спляшем для него на голове. Ребенок в летний зной хочет только пить? Это нормально! Если не доверяете бабушкам, не составляйте с ними. Практика показывает, что сердобольные бабули стараются накормить ребенка, даже если мама уже покормила его перед походом в гости. Никогда! Никогда не заставляйте детей есть! И не заставляйте их есть то, что им не нравится. Задача родителей в этом вопросе – наполнить холодильник полезными продуктами и вкусными блюдами. И да, обеспечить ребенку доступ;
  • Что носить. Выбор одежды также по силам детям в два года. У них уже есть предпочтения, и они хотят сами решать. Дайте им такую возможность. Детский комод или шкаф вполне можно освободить из плена «противоребенковых» замков и предоставить своему отпрыску полный контроль. Единственный совет здесь – убирать несезонную одежду с глаз. В остальном, пусть сын/дочь выбирает самостоятельно. Хочет одеться, как клоун? Пусть. Это его право. И не позволяйте другим делать замечания. А то недавно я видела, как любящий дедушка прямо в центре города сказал пятилетней девочке «Кто это тебя одел как пугало». А девочка, потупив глаза, ответила, что сама выбирала одежду. Никогда! Никогда не позволяйте другим и себе сеять комплексы в ваших детях! Вкус – дело субъективное, но и он тренируется ://-content/uploads/2018/06/

Рекомендации для родителей

Чтобы приучить ребёнка к организованности и самостоятельности, родителям нужно сдерживать свои порывы. Это нелегко, особенно для перфекционистов, которые при виде неправильно почищенной картошки или не до блеска отмытого пола впадают в истерику.

Приведённые ниже рекомендации помогут научить детей самостоятельности и сохранить здравомыслие.

Рекомендации для родителей
  • Проявить терпение и снисходительность. Увидеть различия между собой и ребёнком. У активного, общительного родителя может расти пугливый и медлительный малыш, и это нормально.
  • Снизить требования. Не стоит требовать блистательного результата с первой попытки, ведь это невозможно. Цель здесь – постепенное развитие, шаг за шагом. И каждое действие, выполненное самостоятельное, пусть даже не идеально, достойно похвалы.
  • Понизить уровень контроля. «Недостаток» самостоятельных детей в том, что они неудобны. Они могут не слушаться, а многих родителей это бесит. Как научить детей самостоятельности, если направлять их каждый шаг и требовать беспрекословного подчинения? Возможно ли это?
  • Лениться. Опытным путём установлено: самостоятельные дети растут у ленивых родителей. При сохранении необходимого баланса дети получают пространство для маневров, могут сами приготовить себе еду, подготовить себе одежду для прогулки, сделать уроки. А всё потому, что родители слишком ленивы, устали или заняты, чтобы делать все действия за детей. Баланс важен для того, чтобы дети не чувствовали себя отверженными, но с пониманием относились к тому, что в данный момент времени нужно сделать то или иное без помощи родителей.
Читайте также:  Как воспитывать упрямого ребенка без шантажа и боевых действий

Легко ли воспитать ответственность?

Быть в ответе за кого-то – значит, стараться исполнить долг перед ним, со всеми взваленными обязанностями. Это проще делать, когда малыш переступит порог хотя бы в 7 – 8 лет. Каждый родитель должен понять, что ответственность связана с самосознанием. Рационально оценивать, что сын или дочь должны, они могут только повзрослев.

Отлично стимулируют это качество простые упражнения, подготовленные взрослыми:

  •   Родителям придется самим выполнять все данные обещания. «Сказал – сделал» – первый принцип важной черты.
  • Читать добрые сказки, где герои не проходят стороной персонажей, нуждающихся в их помощи. Так воспитывается ответственность перед семьей, государством, перед своей совестью. Поучительными станут сказки «Все о Муми-троллях» Туве Янссон, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Муха, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда.
  • Напоминать и контролировать.

Психологи считают, что наступление самостоятельности и начало ответственности берут свои истоки от финансов. Как только ребенок научился зарабатывать – он уже повзрослел. Подростки получают деньги за работу курьерами, наборщиками текстов, пионервожатыми в лагерях. Могут помогать родителям в их бизнесе, выращивать с мамой и папой овощи для сезонных продаж и так далее.

Легко ли воспитать ответственность?

Но некоторые педагоги считают, что разумное применение карманных денег – тоже начало пути во взрослую жизнь. Здесь крохе понадобится и рациональное мышление, и умение считать, думать, сопоставлять, терпеть, чтобы не растратить накопленное.

Но если взрослые все же переживают, удалось ли воспитание ответственности у детей, можно поиграть в «больного». Пусть мама или папа притворятся больным с назначением постельного режима. Автоматически роль старшего возьмет на себя ребенок.

Если он безоговорочно выполняет просьбы временно «недееспособного», старается ухаживать за ним, сам себя развлекает и выполняет обязанности взрослого, то воспитание было правильным. Будущим если не полководцем, то порядочным взрослым человеком на Земле станет больше. А это и есть миссия родителей.

Методы формирования самостоятельности

Детей младшего дошкольного возраста необходимо научить самостоятельно одеваться, завязывать шнурки на обуви, застилать постель, убирать игрушки. Для них это посильная работа, которая поможет с гордостью сказать: «Я сам!» и обойтись без капризов и истерик.

Воспитывая в ребенке самостоятельность, относитесь к нему как к взрослому. Спрашивайте, где уместно, его мнение, договоритесь о его домашних обязанностях (собирать игрушки, поливать цветы, складывать свою одежду, кормить хомячка).

Объясните, для чего и почему именно ему нужно это выполнять. Расскажите, что у всех в семье есть свои обязанности. Поначалу напоминайте ребенку о том, что пора сделать, если он сам забыл.

Для развития детской самостоятельности по возможности предоставляйте ребенку выбор.

Малыш в раннем детстве уже сам может выбрать из предложенного вариант по своему желанию (зеленую майку надеть или голубую, играть в прятки или догонялки, съесть на завтрак кашу или молочный суп), и это имеет особое значение в старшем возрасте (сейчас сходишь в магазин или по окончании телепередачи, помоешь посуду или пропылесосишь в комнате).

Предоставление выбора ребенку способствует доверительному общению и взаимопониманию, у него появляется ощущение, что его мнение имеет значение, с ним считаются и уважают наравне с взрослыми.

В том случае, когда вы не можете предложить ребенку выбор, спокойно предлагайте ему то, что имеется. Если ребенок не согласен и требует что-то другое, то можно сказать ему, что в следующий раз он сможет выбрать сам, а сейчас только так.

Еще одной причиной капризов у детей является неразвитая речь. Ребенок страдает от того, что его никто не понимает, даже когда он говорит что-то очень важное.

Часто в таких случаях необходима помощь логопеда. Родителям следует проявлять терпение и спокойствие, доброжелательно переспрашивать ребенка, задавать ему наводящие вопросы, чтобы понять, о чем речь.

Постепенно ребенок на такие ситуации перестает реагировать истерикой и, чувствуя, что взрослые его поддерживают, пытаются понять, говорит уже спокойно, ищет новые слова и способы объяснить. В этом случае преодоление капризного поведения помогает ребенку почувствовать себя увереннее и способствует развитию речи и самостоятельности.

Детям более старшего возраста помогают в развитии самостоятельности и уменьшении склонности к капризам и конфликтам занятия по интересам.

Выясните, что привлекает вашего ребенка (танцы, рисование, занятия спортом) и отведите его в спортивный клуб или дом культуры. Там он научится общению со сверстниками, увлечется делом, получит новые знания.

Это поможет ему выявить и развивать свои способности, развиваться гармонично в целом, меньше докучать родителям капризами и шалостями. Чтобы развить в ребенке самостоятельность как можно быстрее, полезно посещать спортивные секции, это многих детей делает более организованными и дисциплинированными.

Содержание

  • 1 Зачем развивать у детей самостоятельность
  • 2 Методы формирования самостоятельности

Что если время уже упущено?

Раннее детство осталось далеко позади, а ребенок очень несамостоятелен для своего возраста – это свершившийся факт. Он уже больше и не пытается проявлять инициативу. Как сделать ребенка самостоятельным теперь, когда время уже давно упущено? Ну во-первых, все-таки прекратить за него жить. Принимать за него решения и делать за него то, что он в состоянии сделать сам. Глядишь, и проснется желание что-нибудь все-таки предпринять самостоятельно. Ах, ботинки не чищены, и вы опасаетесь, что о вас подумают соседи? А вам что важнее – ребенок или мнение соседей? Во-вторых, процесс можно стимулировать, создавая ситуации, благоприятные для проявления инициативы, принятия собственных решений. Почаще спрашивайте ребенка о том, как по его мнению следует поступить, поощряйте выражать свои мысли и отношение к ситуации, делать выбор. И не забывайте хвалить за успехи, ведь мы все очень любим похвалу и готовы на очень многое, лишь бы получить ее снова.

Читайте также:  Дидаскалейнофобия: помогаем ребенку преодолеть страх и боязнь школы

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Все родители хотят, чтобы чадо успешно справлялось со школьными делами и оставалось при этом веселым и здоровым.

И все мы знаем, что хорошая учеба – это не только пятерки в дневнике, но еще и организованность: умение собрать рюкзак, записать в школе домашнее задание, вовремя сделать уроки, лечь раньше полуночи, встать по будильнику и одеться… Как помочь ребенку установить контроль над всеми этими процессами? Ведь от них во многом зависит его самооценка, отношения с учителями и одноклассниками. Да и нам с вами, прямо скажем, будет радостнее жить и общаться с ребенком, если свои школьные обязанности он научится отслеживать сам, а мы оставим себе роль ненавязчивого контролера и подстраховщика.

Ужас и хаос учебной жизни

Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.

Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями.

Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки.

А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя.

Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты. Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.

Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить.

Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Родители порой впадают в две крайности.

Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости.

В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми.

При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»

Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика.

Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.

И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.

Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ

В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон.

Формирование самостоятельности у ребенка 1-лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.