37.Общая характеристика метода арттерапии. Цели арттерапии.

Арт-терапия в работе с детьми разного возраста относится к одной из наиболее эффективных форм психотерапии. Перед проведением лечения необходимо провести тщательный анализ психоэмоционального состояния ребенка и определить уровень его психического развития. Для этой цели профессиональными детскими психологами применяются различные современные методики и техники. После постановки диагноза подбираются оптимальные способы коррекции состояния.

Список литературы:

  1. Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М., 2003.
  2. Аметова Л.А. «Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт». М., 2003.
  3. «Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания» Сборник статей. Островитянин, 2008.
  4. Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением». М., 1989.
  5. Вачков И.В. «Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку». М.,2001.
  6. Ганим Б. «Исцеление через искусство». Минск, 2005.
  7. Гиппиус С.В. «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств». СПб., 2001.
  8. Дженингс С., Минде А. «Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии». М., 2003.
  9. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» ред. СПб., 2002.
  10. Дрешер Ю.Н. «Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие». Профессия, 2007.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. «Практикум по креативной терапии». М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии». СПб.: Златоуст, 2005.
  13. Остер, Дж., Гоулд П. «Рисунок в психотерапии». М., 2000.
  14. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008.
  15. Кожохина С.К. «Растём и развиваемся с помощью искусства». СПб.: Речь, 2006.
  16. Кокоренко В.Л. «Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий». СПб.: Речь, 2005.
  17. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. , «Питер», 2001.

Что такое арт-терапия

Впервые термин «арт-терапия» применил британский художник Адриан Хилл в 30-х годах 20 века. Он заметил, что рисование положительно влияет на эмоциональное состояние людей здоровых и с психическими расстройствами. Сейчас это эффективный метод коррекции эмоциональных состояний с помощью творческой деятельности. Цель — самопознание. Результаты, которых помогает достичь арт-терапия:

Арт-терапия является абсолютно безопасной для всех людей. Она не имеет никаких противопоказаний и строгих указаний к применению. Ее рекомендуют использовать не только как метод лечения психических расстройств и выхода из тяжелых эмоциональных состояний, но и как систематическую профилактику.

Основными принципами арт-терапевтических занятий считаются:

  • полное игнорирование понятий «красиво», «правильно», «эстетично» — творение должно выражать внутренние переживания, не имеет значения, как оно выглядит;
  • никто не должен оценивать, критиковать и анализировать работу человека, кроме него самого;
  • для сеанса арт-терапии необязательно присутствие психолога, психотерапевта и т. д., его можно организовать самостоятельно в любое время;
  • человек сам волен выбирать вид арт-терапии;
  • к творению можно возвращаться неограниченное количество раз, пока, по мнению автора, оно не будет завершенным.

Особенности работы профессиональных арт-терапевтов

Специалисты, применяющие различные методы арт-терапии, в совершенстве владеют техниками, досконально знакомы с тонкостями детской психологии и могут раскрыть скрытые таланты у детей даже самого раннего возраста.

Благодаря арт-терапии удается успешно избавиться:

  • от комплексов;
  • внутренних зажимов,
  • страхов и переживаний;
  • трудностей с засыпанием;
  • недержанием мочи;
  • конфликтов ребенка с самим собой и т.д.

Врачи используют чрезвычайно мягкие, щадящие лечебные техники, поэтому никакого негативного влияния на психоэмоциональное состояние ребенка не происходит.

Основной принцип работы с детьми – доступная, позитивная, веселая игровая форма. Главная задача специалиста – установить тесный контакт с ребенком и завоевать его полное доверие. Только тогда можно узнать о том, что действительно мучает ребенка и что стало причиной появления проблем. Затем арт-терапевт разрабатывает индивидуальный алгоритм помощи маленькому пациенту.

Почему дети бывают тревожными?

Появлению тревожности могут способствовать завышенные требования родителей или педагогов, большое количество дополнительных занятий, после которых психика остается перегруженной, частая критика достижений, отсутствие похвалы и поощрений в семье, обесценивание чувств, мыслей и поступков. В результате такого отношения ребенок может ощущать себя плохим, неумелым или неудачником, и стремится еще больше контролировать свое поведение, чтобы заслужить положительную оценку со стороны, чем провоцирует нарастание тревожности.

поведенческой психокоррекции.

В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольпе «Психотерапия реципрокным торможением». В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о торможении тревожных реакций с помощью одновременного вызывания других реакций, которые с физиологической точки зрения являются противоположными по отношению к тревоге, не совместимы с ней. Если несовместимая с тревогой реакция вызывается одновременно с импульсом, который до сих пор вызывал тревогу, то условная связь между импульсом и тревогой ослабевает. Такими противоположными реакциями по отношению к тревоге являются прием пищи, реакции самоутверждения, половые реакции и состояние релаксации. Самым действенным стимулом в устранении тревоги оказалась мышечная релаксация.

Метод систематической десенсибилизации — метод систематического постепенного уменьшения сензитивности (т.е. чувствительности) человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность, а следовательно, и систематическое последовательное уменьшение уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызывается представление о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации клиент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации: от самых легких — к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.

Методы изотерапии

Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.

Техника «Марания»

Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.

Читайте также:  Бабник обыкновенный: виды, манера поведения и реальные истории мужчин

«Акватушь»

Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.

«Монотипия»

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.

«Рисование клубком»

Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.

«Рисование истории»

Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

«Рисунок по кругу»

Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.

«Пластилиновая композиция»

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

Источники:

  1. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия. // Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
  2. Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых

Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета. Мы сделали подборку наиболее простых для самостоятельного использования арттерапевтических упражнений:

  • «Работа с творческим мусором» . Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.). Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным — обидами, страхами, неудачами. Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
  • «Сказка о герое» . Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия. Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему. Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
  • «Мое настроение» . Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры). Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает — грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение. Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
  • «Лепим монстра» . Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала. Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри. После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
  • «Кактус» . Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам. Положение на листе: в центре — адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу — низкая самооценка; вверху — завышенная самооценка; слева — сосредоточенность на прошлом, справа — на будущем. Размер: меньше 1/3 листа — заниженная самооценка, 2/3 и больше — завышенная. Линии: четкость — уверенность, штриховка — признак тревоги, прерывистость — импульсивность, сильный нажим — напряжение, слабый — пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.
Читайте также:  5 причин, почему важно принимать Диапромин при сахарном диабете

Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.

Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых

Что такое арт-терапия — смотрите на видео:

Арт-терапия — прекрасный способ решить свои психологические проблемы с помощью творчества. Она проста, доступна и способна развить самопознание, научить самовыражению и повысить самооценку.

Отличие от обычного творчества

Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается

Чем отличается арт терапия от обычного курса по рисованию? В школе или садике человека окружают стереотипами и не позволяют выплеснуть придуманные образы на бумагу. Несмотря на усердные занятия, фантазия ребенка не развивается, так как нет возможности поэкспериментировать. На занятиях арт терапии ребенок приобретает бесценный опыт и развивает в себе навыки рисования, пения, актерского мастерства или написания музыки. Обычное творчество и терапия при помощи художественных образов очень похожи, но цели у них разные. На сеансе человек сам выбирает, что рисовать, и тем самым высвобождает творческую энергию. Кроме того, рисуночная терапия всегда дополняется игрой, анимацией, чтением или прослушиванием музыки. После занятия ребенок не услышит критику или оценку по поводу работы.

Важно! Главное отличие арт терапии от рисования – это отсутствие правил. На занятиях по рисуночной терапии ребенку не указывают, какими инструментами рисовать и какой образ нужно создать. Поэтому арт терапия – это не просто оттачивание навыков в рисовании, а способ проникнуть в подсознание ребенка с помощью образов и развитие воображения.