В чем выражается невроз навязчивых движений у детей?

В 21 веке практически каждый ребенок подвержен стрессу. Несмотря на то, что мы обладаем огромным количеством развивающих гаджетов, игр, возможностей для развития наших детей, их психо-эмоциональное состояние постоянно подвержено серьезному стрессу. Конечно, невроз у ребенка может быть следствием проживания и формирования личности в неполной семье (нет папы или же мамы), стрессом для детей является жизнь с чужим папой, а также непосредственно присутствие при родительских скандалах.

Причины, вызывающие заболевание

Детский невроз – заболевание психического характера, отличающееся ярким проявлением. Болезнь обратима, сохраняет целостность личности, не предполагает изменения восприятия реальности. Факторы, провоцирующие невротические отклонения:

  • чрезмерная перегруженность, физическая усталость, утомляемость;
  • психическая склонность (неуравновешенность, болезненное восприятие собственных неудач, нервозность);
  • переживания, вызванные внешними факторами (семейные, дружеские взаимоотношения, пережитый стресс);
  • неумение переключаться, развлекаться, негативизм.
Причины, вызывающие заболевание

Детский возраст – период становления личности, развития высших психических функций. Заболевания нервной системы нарушают протекающие процессы, формируя комплексы, фобии, тревожность, неуверенность во взрослой жизни. Родительская задача – вовремя заметить симптомы невроза у детей, установить тип заболевания, провести грамотную корректировку или лечение.

Читайте — Как бороться с паническими атаками

Профилактика неврозов у детей

Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.

«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», — отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.

В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.

Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.

Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей. Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.

Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).

Наши статьи по теме:

  1. Профилактика гриппа у детей
  2. Заболевания нервной системы и их профилактика
  3. Перкуссия у детей. Виды перкусии. Перкусия легких и сердца
  4. Влияние подвижных игр на характер и поведение детей
  5. Головной мозг и спинной мозг у детей
Читайте также:  Симптомы и диагностика эмоциональных расстройств

Астенический невроз у детей

Неврастения у детей (или астенический невроз) характеризуется изнеможением нервной системы. Проявляется неврастения в раздражительности, усталости. А возникает вследствие перегруженности психики. Например, постоянные притязания к ребенку, перегруженность эмоциями.

Симптомы неврастении детской являются раздражительность, плаксивость, капризность, а также нетерпимость разных раздражителей, например, внезапные звуки, ароматы.

При астеническом неврозе у детей, наблюдается смена настроения без видимых причин, и оно, обычно, депрессивное, ворчливое. Так же наблюдается потеря аппетита, рвота, ощущение тошноты, энурез, поверхностный сон.

Какие бывают неврозы

У всех детей это заболевание проявляется по-разному. Встречаются следующие виды неврозов:

  1. Тревожный невроз. Его основной признак — приступы страха.
  2. Невроз навязчивого состояния. Дети, страдающие этим заболеваниям, моргают, дергают ногой или шмыгают носом. Эти действия повторяются постоянно, но сам человек их не замечает и дискомфорта не чувствует. Нервный тик — еще одно возможное проявление болезни.
  3. Депрессивный невроз. Чадо становится вялым, у него нет аппетита, он плохо спит и стремится проводить время в одиночестве.
  4. Истерический невроз. При нем дети склонны к истерикам. Они будут кричать, плакать, падать на пол, биться об стену. Иногда даже возникают приступы удушья.
  5. Неврастения. Дети с этим заболеванием не могут сконцентрироваться, становятся раздражительными и часто плачут. Этот невроз развивается на фоне чрезмерных нагрузок и недосыпа.
  6. Ипохондрия. Ребенок озабочен здоровьем и постоянно ищет у себя симптомы разных серьезных заболеваний.
  7. Заикание. Оно возникает на фоне сильного потрясения или испуга. Причинами могут быть скандалы в семье или смерть близкого человека. В некоторых случаях заикание появляется у детей, чьи родители чересчур озабочены развитием сына или дочери и постоянно на них этим давят.
  8. Сомнамбулизм. Он связан с нарушением сна. Малыш долго и с трудом засыпает, а во сне может разговаривать или даже вставать с кровати и ходить по дому. Лунатизм чаще всего встречается у детей 4-5 лет. При этом ребенка могут мучить ночные кошмары.
  9. Анорексия. Такой детский и подростковый невроз встречается в тех случаях, когда родители пытаются накормить насильно или же упорно дают блюдо, которое ему не нравится. Отказ от пищи и постоянные скандалы за столом влияют на поведение и состояние здоровья.

Чтобы знать, как лечить невроз у ребенка, в первую очередь нужно определить его вид. Только так можно подобрать эффективное лечение и избавиться от проблемы.

Причины возникновения неврозов у детей

Если говорить о неврозе у детей от 0 и до 3 лет, то здесь имеют место скорее физиологические причины. Ребенок в таком возрасте подвержен нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, раздражению из-за долгого отсутствия мамы рядом, капризам и слезам, находясь в мокром памперсе и т.д. Если родители оказываются невнимательны к здоровью своего ребенка, то это может привести к нарушению нервно-эмоционального состояния, проявляющегося в плаче, капризности, нервозности, раздражительности, малообщительности.

Расстройство нервной системы могло сформироваться у ребенка еще в период внутриутробного развития. К примеру, тяжелая беременность матери, болезни женщины в течение 9 месяцев, хронические патологии, с которыми женщина вступала в беременность – все это ведет к возникновению гипоксии плода (гипоксия – это недостаток кислорода у плода).

Далее, причинами поражения центральной нервной системы у ребенка являются родовые травмы, слабый иммунитет после рождения и как следствие – постоянные болезни.

Причины невротического расстройства у детей старшего возраста, а именно от 3 до 6 лет заключаются не только в физиологических нарушениях (как у детей до 3 лет), но и в психологических. Каким образом это проявляется и каковы могут быть причины?

Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет)  имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические. Ребенок в таком возрасте может иметь некоторые особенности формирования и развития центральной нервной системы. К примеру, неврозы чаще встречаются у детей, сильно привязанных к матери, очень эмоциональных, чувствительных.

Нарушение психики у ребенка от 3 лет и старше выражается в ощущении постоянной тревоги, паники, страха потерять родителей и остаться одному. Такие дети очень впечатлительные, эмоциональные. Нередко, дети с неврозами могут быть агрессивными, злыми – они везде пытаются доказать свою правоту, лидерство.

Откуда берутся?

Причинами возникновения неврозов у детей могут стать многочисленные внутренние и внешние факторы.

Провоцируют патологию атмосфера, в которой воспитывается ребенок, пережитые стрессовые ситуации и некоторых врожденные нарушения, связанные с работоспособностью нервной системы.

Самой распространенной причиной неврозов считаются психологические травмы, возникающие однократно или регулярно.

Последствия негативного воздействия такого фактора закрепляются у ребенка на длительный срок и становятся причиной возникновения специфической реакции не только на раздражитель, но и независимо от него.

Причинами развития неврозов могут стать следующие факторы:

  1. Наследственная предрасположенность (некоторые формы неврозов передаются на протяжении нескольких поколений).
  2. Патологические процессы, возникшие в период внутриутробного развития ребенка (состояние здоровья будущей матери играет ключевую роль при формировании плода).
  3. Воздействие на нервную систему ребенка семейных конфликтов или чрезмерной их агрессивности в общении.
  4. Повышенная эмоциональная чувствительность ребенка (в группу риска неврозов входят «дети-лидеры», которые стараются не поддаваться воспитанию с самого раннего возраста).
  5. Чрезмерное напряжение нервной системы ребенка (постоянные физические и умственные нагрузки, регулярные недосыпания и пр.).
  6. Последствия психологической травмы (испуг, страхи, связанные с определенными предметами, животными или людьми, сильное расстройство, спровоцировавшее панику).
  7. Ошибки в воспитании ребенка со стороны родителей (чрезмерная опека или агрессивность, навязывание страхов и пр.).
  8. Резкая смена обстановки (переезд в другой город, перевод в другой детский сад или школу).
  9. Последствия некоторых заболеваний (оказать негативное воздействие на нервную систему могут болезни, связанные с нарушением работоспособности любой части организма ребенка).
  10. Ослабленный организм ребенка (снижение иммунитета оказывает негативное влияние на нервную систему и становится причиной развития патологий эмоциональной этиологии).
  11. Воздействие сложной жизненной ситуации (отсутствие родителей у ребенка, наличие родителей, злоупотребляющих алкоголем и пр.).

Лечение

Основными процедурами как лечебного, так и профилактического воздействия при появлении истерических неврозов у детей становятся:

  • соблюдение определенных правил поведения родителями (и окружающих ребенка взрослыми);
  • спокойный, правильный режим дня;
  • дополнительный отдых;
  • длительные прогулки на свежем воздухе;
  • активные подвижные игры;
  • ограничение общения малыша с тревожащими его факторами, негативно влияющими на психическое состояние;
  • спокойное и внимательное отношение взрослых к проявлениям симптомов заболевания ребенка.

Всё это способствуют достаточно быстрому изменению в негативном поведении маленького человека.

Памятка: Лечение истерического невроза у детей

Кроме того, профессиональным лечением истерического невроза у детей занимается психотерапевт, который, в зависимости от степени развития патологического процесса, применяет следующие методики:

Лечение
  • специальные методы психотерапии;
  • медикаментозное воздействие лекарственными препаратами;
  • гомеопатия.

Внимание! Очень эффективным и успешным методом лечения невроза становится игровая терапия.

Чаще всего — без помощи не обойтись

Главная задача врача при лечении неврозов — определение причинно – следственной связи появления расстройства и ее устранение, что и становится основным методом терапии. Залогом полного и успешного выздоровления ребенка становится изменение его образа жизни и большое количество положительных перемен и эмоций.

Если у малыша появились первые признаки истерии и невроза, то лечение ни в коем случае не следует игнорировать или откладывать – развитие патологии приводит к достаточно серьезным последствиям, вплоть до полного изменения личности. Обычно, наряду с применяемыми методиками лечения, врачи советуют приобрести для ребенка простой аквариум с рыбками, ведь наблюдение за ними значительно успокаивает нервную систему малыша. Кроме того, родители обязаны правильно организовать режим дня, включая активные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и посещение различных мероприятий, благотворно влияющих на развитие ребенка.

Причины

Считается, что главной причиной, по которой возникает невроз, это психические и психологические травмы. Такое явление может возникнуть из-за:

  1. Биологических особенностей организма. Наследственный фактор, заболевания, которые болел ребенок, период беременности матери и процесс родов, телосложение и комплектация.
  2. Психологических особенностей организма. Предшествующее состояние какой-либо болезни, травмы психики, депрессивные ситуации.
  3. Социальных факторов и особенностей жизни. Семья, ссоры родителей при детях, общение, интересы, круг друзей, развитие личности.
  4. Нарушение сна. У детского организма должен быть режим дня, а частые недосыпания или сбой режима становятся причиной невроза.
  5. Перенапряжение физической культурой, умственные перенапряжения.

Но основной причиной медики и врачи считают всё-таки воспитание и неправильный подход родителей к детям.

Возрастные особенности неврозов

Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].

Наибольшая вероятность возникновения неврозов характерна для возраста 2-3, 5, 7 лет и в подростковом возрасте [2]. Развитие неврозов в 2-3 и 7 лет связано с трудностями адаптации детей к дошкольным учреждениям и школе, а в возрасте 5 лет – с развитием мышления: в этом возрасте дети еще чрезвычайно эмоциональны, и в то же время они уже тонко понимают травмирующие жизненные обстоятельства, что приводит к глубоким переживаниям. Подростковый возраст по своей сути является переходным, кризисным, чем и обусловлена его уязвимость к различным нервно-психическим расстройствам, включая неврозы. Однако неврозы у подростков – это зачастую «динамика тех невротических расстройств, которые возникли в детском возрасте» [1].

Читайте также:  Опасность синдрома адели и способы лечения патологии.

Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4] выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).

Неврозы у детей и подростков, как правило, проявляются, в первую очередь, эмоциональными нарушениями в одной какой-либо сфере (связанной с внутренним конфликтом), сочетающимися с генерализованной тревогой и вегетативными нарушениями [4]. Для всех случаев характерен низкий уровень адаптивности ребенка или подростка к отношениям в обществе, накладывающий отпечаток на развитие личности: «Детям с неврозами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения, когда они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли, что вступает в противоречие с их уже во многом измененными возможностями и способностями. Трудным является начало любой, особенно ответственной деятельности, устойчивость и последовательность в ее реализации, как и усидчивость, терпеливость, внимательность. Большое количество компенсаторно или реактивно обусловленных желаний вступает в противоречие с все более ухудшающейся приспособляемостью к требованиям жизни, ее трудностям и проблемам, что создает феномен невротического идеализма. В свою очередь, трудность адаптации, неумение дружить, эгоцентрическая фиксация на переживаниях формируют феномен невротического «ухода в себя» или индивидуализма. Все это позволяет говорить об увеличивающемся разрыве между высокими идеалами, жизненными целями и неспособностью претворить их в жизнь, как и защитить себя, отстоять свое мнение, особенно при наличии какой-либо угрозы извне. Отражением невротических изменений личности будет постоянное чувство неудовлетворенности и недовольства собой, своего рода кризис самосознания, трансформирующийся в подростковом возрасте в ощущение своей никчемности и потери смысла жизни, краха ее ценностей» [2].

А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

  1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
  2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
  3. Эмоционально-депримированный фон настроения;
  4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
  5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
  6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
  7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

Невротические изменения личности еще более осложняют процессы адаптации детей к жизнедеятельности в обществе, что, в свою очередь, становится источником еще больших переживаний и затруднений адаптации. Ребенок попадает в «замкнутый круг», и изменения личности и симптомы невроза становятся тем более выраженными, чем длительнее течение невроза и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.

Таким образом,  в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека,  неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности [5]. 

Медикаментозная терапия

Ошибочно считать, что медикаменты способны избавить от необходимости лечения при помощи психотерапии. В лечении детских неврозов они имеют второстепенное значение и воздействуют лишь на отдельные симптомы. Чаще всего медикаменты входят в состав комплексной терапии. Кроме них, дополнительно назначаются расслабляющие физиотерапевтические процедуры. Среди препаратов специалисты отдают предпочтение:

  • витаминам группы В, а также аскорбиновой кислоте;
  • мочегонным и почечным сборам (только с разрешения педиатра);
  • ноотропам – Пирацетам или Ноотропил;
  • снижающим астению препаратам;
  • настойки из лекарственных трав с успокаивающим действием.

Фитотерапию используют длительными курсами до 6 – 8 недель. Одновременно с приемом таких препаратов необходимо проводить психотерапию, тогда эффект будет сильнее и более длительным. Астенические симптомы снимают только под наблюдением невролога и педиатра. Чаще всего для терапии используют целебные травы с тонизирующим и общеукрепляющим эффектом.

Медикаментозная терапия

Для лечения невроза не стоит увлекаться фармакологическими средствами. Родителям необходимо определить причину нарушений, проанализировать собственное поведение, найти контакт с психологом.

Не нужно отрицать проблему, чем раньше малышу будет оказана помощь, тем меньше вероятности появления признаков неврологических нарушений во взрослом возрасте. Помните, что некоторые виды расстройств опасны появлением мыслей о самоубийстве или нарушениями работы систем жизнеобеспечения организма.